Официально ответственность за коммерческий подкуп впервые была закреплена в Уголовном Кодексе РФ 1996 года, однако до указанного времени многие акты российского государства содержали упоминания о схожих преступлениях. Очевидно, что развитие уголовно-правовых норм о подкупе осуществлялось путем совершенствования норм о должностных злоупотреблениях и взяточничестве.
Так, Русская Правда закрепляла систему кормления, предусматривающую содержание судей и исполнительных органов при суде местным населением. Именно в тот период начинается формирование идеи о прямой связи между занимаемой лицом должностью и его доходами.
Положения Псковской судной грамоты 1397 года прямо запрещали князю и посаднику брать тайные поборы, а в Новгородской судной грамоте 1440 года указывалось на недопустимость судейских посулов (взяток) и решение дел по дружбе.
В Судебник 1497 года были включены нормы о запрете получения взяток боярином, окольничим или дьяком. Антикоррупционные ограничения содержались сразу в четырех главах Соборного уложения 1649 года.
Самым жестким образом взяточничество преследовалось во времена правления Петра I. Так, в 1714 году был издан Указ «О воспрещении взяток и посулов», предусматривающий смертную казнь за коррупцию, а также окончательную отмену системы кормления.
В целом, дореволюционное законодательство считало преступным лишь незаконное обогащение субъектов, занимающих государственные должности, и совершающих определенные действия (бездействие) в пользу лиц, предоставляющих «вознаграждение».
Социалистическая революция 1917 года полностью изменила государственный строй России, социальную сферу и экономику. В Декрете СНК РСФСР от 8 мая 1918 года «О взяточничестве» впервые указывалось, что субъектами получения взятки могут быть не только должностные лица, но и иные граждане (члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов). То есть фактически в Декрете упоминались лица, которые в современных условиях могли бы быть привлечены к ответственности по ст. 204 УК РФ.
Новая экономическая политика (НЭП), продолжавшаяся с 1921 по 1930 годы, допускала образование кооперативов, товариществ, акционерных обществ и частных магазинов. В то время работники негосударственных объединений и организаций приравнивались к должностным лицам, если на данные предприятия возлагались обязанности по выполнению различных общегосударственных задач. Об этом сказано, в частности, в примечании к ст. 109 УК РСФСР 1926 года. Соответственно, указанные лица могли быть привлечены к ответственности за получение взяток.
В конце 80-х – начале 90-х годов был принят ряд законов, создавших «почву» для формирования свободных рыночных отношений (например, Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). С началом появления множества предприятий остро встает вопрос о признании их руководителей должностными лицами. В этот период начинает развиваться идея о двух формах коррупции – взяточничестве в органах власти и госуправления и коммерческом подкупе в негосударственных структурах. В конечном итоге данная идея и была воплощена в положениях Уголовного Кодекса РФ, разграничивающего получение/ дачу взятки и коммерческий подкуп.
Ст. 204 УК РФ закрепляет уголовную ответственность как за передачу, так и за получение коммерческого подкупа. Рассмотрим состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 204 УК РФ (передача коммерческого подкупа).
Объективная сторона: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иного лица, если данные действия (бездействие) входит в круг служебных полномочий получателя подкупа, либо если он в силу своего служебного положения может поспособствовать достижению нужного злоумышленнику результата. Чаще всего подкуп передается ради заключения выгодных контрактов ил получения преимуществ перед конкурентами.
При этом к лицам, выполняющим управленческие функции в организации, относятся субъекты, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров или другого коллегиального органа, а также граждане, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Например, преступным будет считаться передача коммерческого подкупа гендиректору, члену правления АО, председателю товарищества.
Преступление считается оконченным с момента передачи управленцу хотя бы части ценностей.
Однако лицо, передавшее коммерческий подкуп, может избежать ответственности, если окажет помощь в расследовании преступления, либо добровольно сообщит о содеянном в правоохранительные органы, либо если в отношении него имело место вымогательство подкупа.
Что касается получения коммерческого подкупа, то в роли субъекта преступления специальный – лицо, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации. Признаки такого субъекта перечислены выше.
Квалифицирующими признаками получения коммерческого подкупа являются:
За передачу коммерческого подкупа может быть назначено одно из следующих наказаний:
При наличии отягчающих обстоятельств наказание ужесточается. Так, при значительном размере содеянного максимальное наказание для лица составляет 3 года колонии со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа, а при совершении преступления в составе группы/ в крупном размере злоумышленнику грозит до 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа. При особо крупном размере коммерческого подкупа наиболее суровая санкция, предусмотренная ч. 4 ст. 204 УК РФ, – лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы «вознаграждения».
За получение коммерческого подкупа предусмотрены следующие наказания:
При значительном размере подкупа максимальное наказание – до 5 лет колонии со штрафом в размере до 20-кратной суммы подкупа. Если деяние сопровождалось вымогательством предмета подкупа, было совершено в составе группы, в крупном размере или за совершение незаконных действий (бездействия), злоумышленнику грозит до 9 лет лишения свободы со штрафом в размере до 40-кратной суммы подкупа. Наиболее суровое наказание предусмотрено за получение подкупа в особо крупном размере: до 12 лет колонии со штрафом в размере до 50-кратной суммы «вознаграждения».
Помимо этого, в некоторых случаях и получателю коммерческого подкупа и лицу, которое его принимает, могут временно запретить занимать определенные должности/ заниматься определенной деятельностью.
По данным Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, в 2024 году по ст. 204 УК РФ было осуждено 414 человек (основная квалификация), причем в действиях подавляющего большинства из них были обнаружены квалифицирующие признаки, усиливающие ответственность. Наиболее распространена передача подкупа за совершение незаконных действий, а также получение «вознаграждения» в крупном размере. В подавляющем большинстве случаев в качестве основного наказания суды предпочитали назначать штраф, однако некоторые фигуранты уголовных дел были направлены в колонии. В рассматриваемом периоде не зафиксировано ни одного оправдательного приговора.
УК РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2). Основное отличие данного преступления от обычного коммерческого подкупа заключается в сумме передаваемого представителю коммерческой или иной организации «вознаграждения», которое не превышает 10 тысяч рублей. Квалифицирующим признаком, усиливающим ответственность, является наличие судимости за коммерческий подкуп, мелкий коммерческий подкуп или посредничество в коммерческом подкупе.
Возможные санкции за мелкий коммерческий подкуп следующие:
При наличии судимости за коммерческий подкуп лицу грозит одно из следующих наказаний:
Лицо освобождается от ответственности за мелкий коммерческий подкуп при условии оказания помощи в расследовании уголовного дела, либо при сообщении в правоохранительные органы о передаче «вознаграждения», либо если в отношении него имело место вымогательство подкупа.
И взяточничество, и коммерческий подкуп – два распространенных явления, непосредственно связанных с коррупцией. Несмотря на внешнее сходство, между ними есть ряд принципиальных отличий.
Во-первых, объектом взяточничества является нормальное функционирование государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа являются служебные отношения между коммерческой или иной организацией и ее служащим, наделенным определенными полномочиями.
Во-вторых, субъектом получения взятки является должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ. Субъектом получения коммерческого подкупа является лицо, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Помимо указанных ключевых моментов есть множество других различий. Так, например, взяточничество характеризуется скрытностью, в то время как коммерческий подкуп может оформляться в виде соглашение в рамках предпринимательской деятельности. Кроме того, взятка может передаваться и до, и после совершения должностным лицом определенных действий, а коммерческий подкуп – это предварительное действие.
В целом, взяточничество больше связано со злоупотреблением публичной властью, в то время как коммерческий подкуп охватывает частный сектор и деятельность компаний. Последствия взяточничества более тяжелые и серьезные, поэтому и санкции за это преступление отличаются суровостью.