Коррупция в целом и взяточничество, как наиболее распространенное проявление коррупции, в частности – социальные явления, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Долгое время в России существовала система кормления – наместники и воеводы получали денежное вознаграждение за службу не от правителя, а от населения. Такая система по-сути узаконивала систему взяточничества, поэтому и ответственности за подобные деяния в принципе быть не могло. Постепенно государство стало регулировать порядок и размеры денежных подношений.
Впервые о взяточничестве говорится в Двинской уставной грамоте 1397 года, которая запретила получение «посула», более того разрешила чинить самосуд за освобождение пойманного вора в отношении лица, которое поймало и отпустило вора за «посул». Понятие «посул» означало незаконное денежное вознаграждение, обещанное за осуществление определенных действий, в том числе незаконных. Данное понятие присутствует в Псковской и Новгородской судных грамотах, Судебнике 1497 года, который запрещал недельщикам, в задачи которых входило уведомление о судебных заседаниях, брать посулы со спорящих сторон для себя лично и для судей. В нормативно-правовых актах того времени встречаются также термины «почести» (предварительное «задабривание» должностного лица) и «поминки» (подарки «по итогам»). И поминки, и почести, в отличие от посула, были вполне законными вещами.
Несмотря на то, что уже в ХIV веке появляется запрет на определенные виды взяточничества, получение служащими денежных вознаграждений от граждан разрешалось до воцарения Петра I. До 1715 года получение подношений госслужащими было обычной практикой, поскольку они не имели фиксированного жалования и существовали только за счет лиц, заинтересованных в их деятельности.
После 1715 года должностным лицам стали платить жалование, поэтому получение взяток стало преступлением – об этом говорилось, в частности, в Указе Петра I «О воспрещении взяток и посулов» (отметим, что само слово «взятка» возникло ориентировочно в XVIII веке от глагола «взять»).
Но частые войны и отсутствие денег в казне вынуждали чиновников опять прибегать к системе «кормления»: должностных лиц не останавливали суровые наказания в виде битья батогами, ссылок и смертной казни.
С 1845 года вступило в силу «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», закрепляющее ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство. Если должностное лицо не выходило за пределы своих полномочий, то его действия расценивались как мздоимство, а если чиновник брал взятку за совершение незаконных действий и нарушал обязанности службы – лихоимство. За лихоимство в виде вымогательства предусматривались суровые санкции, вплоть до 8 лет каторжных работ с лишением всех особых преимуществ.
С приходом советской власти первым антикоррупционным актом стал Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве». Впервые он устанавливал ответственность не только за получение взятки, но и за ее передачу. Наказывать предлагалось также все лиц, причастных к взяточничеству, включая подстрекателей и пособников.
Уголовное право тех лет устанавливало жесткие санкции вплоть до расстрела, но взяточничество все равно проникло во все государственные органы – суды, прокуратуру и т.д. В дефицитные в плане товарного насыщения годы взятки брались и давались «натурой» - продуктами питания, алкоголем, вещами. Однако до 80-х годов тема взяток не поднималась и широко не обсуждалась: напротив, советским гражданам внушалась мысль о том, что данное явление присуще только буржуазному обществу.
Современный УК РФ закрепляет уголовную ответственность за целый ряд преступлений коррупционной направленности, под которыми понимаются должностные преступления, совершенные из корыстной заинтересованности. Взяточничество представлено тремя основными составами преступлений – получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве. Отдельно необходимо выделить ст.291.2 УК РФ, посвященную мелкому взяточничеству. Ежегодно за получение, дачу взяток и посредничество во взяточничестве возбуждаются тысячи уголовных дел. Например, по данным Генпрокуратуры РФ, в 2021 году ст.290 УК РФ («получение взятки») возбуждено 5 020 дел. Для сравнения: в 2017 году правоохранительными органами было открыто 3 188 уголовных дел по данной статье.
Вопреки распространенному мнению, предметом взятки являются не только деньги (в том числе иностранная валюта), ценные бумаги и какое-либо имущество, но и незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Об этом прямо говорится в диспозиции статей 290 УК РФ и 291 УК РФ.
Так, в роли альтернативных взяток могут выступать:
Интересно, что услуги нематериального характера, или так называемые нематериальные блага как предмет взятки остались вне поля зрения законодателя. Например, формально не является взяткой получение должностными лицами почетных званий, продвижение их по службе без повышения оклада, написание для них диссертаций и научных работ, получение услуг сексуального характера и т.д. В то же время следует отметить, что получение подобных нематериальных благ зачастую влечет ответственность по иным статьям уголовного закона или иные виды ответственности (административную, дисциплинарную). Например, чиновник, который за совершение определенных действий получил сексуальные услуги от лица, находящегося от него в служебной или иной зависимости, может быть привлечен к ответственности по ст. 133 УК РФ за понуждение к действиям сексуального характера.
Что касается фальшивых денег, а также имущества, ограниченного или изъятого из гражданского оборота, например, наркотических средств или огнестрельного оружия, то они также являются предметом взятки; в диспозиции ч. 1 ст. 290 при перечислении предмета взятки указано «иное имущество», под которое и попадает имущество, оборот которого запрещен или ограничен. Данный подход не противоречит положениям п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9.07.13 г. № 24.
Минимальный размер взятки на законодательном уровне не установлен, поэтому за получение или передачу даже небольших денежных сумм в размере 500-1 000 рублей можно оказаться на скамье подсудимых. Однако величина взятки все же влияет на квалификацию деяния.
В УК РФ присутствует следующая градация:
Обычно справедливой является следующая закономерность: чем больше размер взятки, тем более высокое положение занимает должностное лицо и тем более существенный вред причиняется охраняемым законом отношениям. Поэтому неудивительно, что наказание за взятку в 150 000 рублей намного строже санкций за получение 5 000 рублей.
Взятка, данная/полученная имуществом или услугами, подлежит денежной оценке.
Должностные лица вправе получать подарки, правда, не дороже 3 тысяч рублей – ст.575 ГК РФ. Также в данной статье говорится о том, что подарки должны быть «обычными»: как правило, это кондитерские изделия, подарочные карты, косметические средства, сувениры и прочие подобные вещи.
Чем отличается подарок от взятки, учитывая, что минимальный порог взяток законодательно не определен?
Самое главное отличие заключается в том, что подарок не предполагает встречного предоставления. Иными словами, даритель не ждет и не требует, чтобы должностное лицо совершило в его пользу какие-то действия (или, напротив, отказалось от их совершения). Взятка же предоставляется за что-то, например, за прекращение уголовного дела, за помощь в заключении госконтракта, за предоставление каких-либо преимуществ вне очереди и т.д.
Еще один важный момент: подарки являются знаком внимания, жестом благодарности, они не могут рассматриваться как средство обогащения должностного лица.
Однако на практике отграничить взятку-благодарность от подарка, например, за справедливое решение или внимательное отношение, бывает очень сложно. Поэтому не стоит удивляться, что некоторые должностные лица в России получали обвинительные приговоры за получение букета цветов, коробок конфет, сервиза и т.д.
Рассмотрим состав преступления «получение взятки», ответственность за совершение которого закреплена в ст.291 УК РФ.
Только при наличии всех указанных выше элементов должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за получение взятки.
Ст.290 УК РФ содержит отягчающие обстоятельства, усиливающие вину взяткополучателя. Среди них:
Если размер полученной взятки не превышает 10 000 рублей, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за мелкое взяточничество по ст.291.2 УК РФ.
В случае получения взятки в пределах 10 000 – 25 000 рублей, если это деяние не отягощено негативными обстоятельствами, виновное лицо может получить одно из следующих наказаний:
Практически всегда виновный получает не только основное, но и дополнительное наказание в виде запрета занимать конкретные должности. В случае лишения свободы лицо также рискует получить дополнительное наказание в виде штрафа в размере 10-20-кратной суммы взятки.
Однако, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, чаще всего приговоры выносятся по ч.5 ст.290 УК РФ за получение взятки в особо крупном размере. Минимальное наказание за преступление – штраф в размере от 2 000 000 до 4 000 000 рублей/в размере заработка лица за период до 4 лет/в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки. А наиболее суровое – помещение в колонию на срок от 8 до 15 лет с применением дополнительных санкций в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности.
Если чиновник параллельно совершил другие преступления, наказание будет еще более строгим.
Следует отметить, что при получении взятки в размере до 10 тысяч рублей, если действия лица квалифицированы по ч. 1 cт. 290 или по ст. 291.2 УК РФ и преступление совершено впервые, виновный может быть освобожден от уголовной ответственности и наказания с назначением судебного штрафа, также в связи с деятельным раскаянием. Дело в том, что преступления, предусмотренные указанными статьями, относятся к преступлениям небольшой тяжести, что и дает возможность для прекращения дела.
За получение взятки в значительном размере наиболее строгое наказание, предусмотренное законом, это лишение свободы сроком до 6 лет, то есть данное преступление является тяжким. За получение взятки в крупном и особо крупном размере наказание еще более суровое – до 15 лет лишения свободы, то есть данные преступления являются особо тяжкими.
Особенностью наказание за получение взятки, а также за иные виды взяточничества является достаточно большая вариативность возможных видов наказаний. К примеру, лицу, получившему взятку в размере 1 миллиона 100 тысяч рублей, может быть назначено самое мягкое из предусмотренных санкцией ч. 6 ст. 290 УК РФ наказание в виде штрафа в размере 3 миллионов рублей, либо самое жесткое – лишение свободы на срок 15 лет со штрафом в размере 70 миллионов 700 тысяч рублей и с лишением права занимать определенные должности сроком на 15 лет. Градация, как видите, просто огромная. Невозможно себе представить, какие конкретные обстоятельства двух дел должны так сильно различаться, чтобы один чиновник, получивший взятку в особо крупном размере, был бы осужден к штрафу в размере 3 млн. рублей, а другой осужденный по этой же части этой же статьи уголовного закона чиновник отправился бы в колонию на 15 лет так еще и с огромным штрафом. Полагаю, что закон, дающий суду возможность для столь необоснованного субъективного усмотрения при назначении наказания за взяточничество, должен быть изменен.
Состав преступления «дача взятки» характеризуется следующими элементами.
Если должностное лицо отказалось принимать вознаграждение, взяткодатель может быть привлечен к ответственности за покушение на дачу взятки.
Отягчающими обстоятельствами, усиливающими вину взяткодателя, являются:
Если взяткодатель передал должностному лицу небольшое вознаграждение, стоимость которого не превышает 10 000 рублей, уголовная ответственность наступает за мелкое взяточничество по ст.291.2 УК РФ.
За «простую» дачу взятки, не отягощенную какими-либо другими дополнительными обстоятельствами, ч.1 ст.291 УК РФ закрепляет следующие виды санкций:
Возможно применение дополнительных наказаний в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности/заниматься какой-либо деятельностью.
Но в подавляющем большинстве случаев взяткодателей судят за передачу денег в обмен на совершение чиновниками заведомо противоправных действий, а это ч.3 ст.291 УК РФ. Минимальное наказание за деяние – штраф в размере до 1 500 000 рублей/в размере доходов виновного лица за период до 2 лет/ в размере 30-60-кратной суммы взятки. Наиболее суровое – до 8 лет колонии.
За взятку в особо крупном размере осужденному грозит от 8 до 15 лет колонии, и это не считая возможных дополнительных санкций в виде лишения прав заниматься определенной деятельностью/занимать конкретные должности и штрафов.
Законом предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки, если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и:
Также возможно освобождение взяткодателя от ответственности с назначением судебного штрафа. Так, уголовное дело в отношении лица, давшего взятку и обвиняемого по ч. 1 ст. 291, ч. 2 ст. 291, ст. 291.2 УК РФ, если преступление совершено впервые, может быть прекращено с назначением судебного штрафа.
В случае передачи взятки через третье лицо, к уголовной ответственности по ст.291.1 УК РФ может быть привлечен сам посредник. Данная статья появилась в УК РФ относительно недавно – в 2011 году. Рассмотрим состав простого посредничества во взяточничестве.
Важный момент: посреднику не принадлежат передаваемые им ценности. В ином случае он бы выступал в роли взяткодателя.
Обстоятельствами, отягчающими вину посредника, являются:
Примечательно, что ч.5 рассматриваемой статьи предусматривает уголовную ответственность за обещание или предложение оказать содействие в передаче взятки. Обещание – это информирование взяткодателя и (или) взяткополучателя о готовности принять участие в преступной схеме по передаче денежного вознаграждения. Предложение – это действия, совершенные по инициативе самого посредника, своеобразное продвижение своих «услуг».
Если посредник в действительности не собирался передавать взятку, а присвоил ценности, то содеянное является не посредничеством во взяточничестве, а мошенничеством.
Если посредничество во взяточничестве не отягощено описанными выше обстоятельствами, к виновному лицу может быть применено одно из следующих наказаний:
Возможно применение дополнительных санкций в виде запрета занимать определенные должности/запрета заниматься конкретной деятельностью, а также штрафов.
По данным Судебного департамента при ВС РФ, чаще всего посредников привлекают к ответственности по ч.3 ст.291.1 УК РФ, предусматривающей более строгие санкции. Наиболее мягкое наказание по данной части – штраф в размере от 1 000 000 до 2 000 000 рублей/в размере заработка виновного лица за период от 1 до 2 лет/в размере 50-70-кратной суммы взятки. Наиболее суровое – помещение в колонию на срок 5-10 лет.
Как ни странно, достаточно часто в роли посредников выступают уголовные адвокаты, обещающие своим Доверителям за деньги прекратить уголовное дело или преследование, помочь выйти из СИЗО или добиться вынесения оправдательного приговора. Если такой горе-адвокат будет признан виновным в совершении преступления, он гарантированно лишится своего адвокатского статуса, а заодно и всех гарантий, который он дает.
А вот обвинительные приговоры за обещание или предложение посредничества во взяточничестве выносятся редко. Например, в 2021 году наказание за данное преступление получили 14 человек. Самое суровое наказание, предусмотренное ч.5 ст.291.1 УК РФ – помещение в колонию на срок до 7 лет.
Посредник во взятке не привлекается к уголовной ответственности, если он добровольно сообщил о преступлении и оказал активное содействие в его раскрытии и (или) расследовании. Посредник в передаче взятки, если у него нет судимости и размер взятки не превышает 150 000 рублей, при вменении ч. 1 ст. 291.1 или ст. 291.2 УК РФ, может быть освобожден от ответственности с назначением судебного штрафа.