Амнистия (в переводе с греческого «amnestia» — «забвение», «прощение») представляет собой акт отказа государства от применения репрессивных мер в отношении лиц, совершивших преступление. Амнистия была известна еще со времен Древнего Рима. Она имела несколько форм, например, под аболицией подразумевалось прекращение судебного производства, а под индульгенцией — отмена или смягчение наказания. Первоначально амнистия применялась по решению народа или через сенат, а затем такое право перешло к императорам.
В Древнерусском государстве термин «амнистия» не употреблялся, но вместо него использовались такие понятия, как «помилование» и «прощение». Институты прощения и помилования могли применяться как в отношении конкретных лиц, так и неопределенного круга субъектов. Предположительно, амнистия возникла на религиозной почве: в те времена существовала идея о том, что оказываемая преступникам милость — это жертва Богу, требующему благодарности.
В дальнейшем акты амнистии издавались в разнообразных видах и были приурочены к какому-либо событию. Например, в 1551 году Стоглавый собор учредил пасхальное прощение, а во времена правления Бориса Годунова традиционными стали милостивые манифесты по поводу восшествия на престол, болезни государя или членов его семьи, поминок и т.д. Еще одним известным актом амнистии стал Манифест Петра I «О прощении всем каторжным и колодникам, кроме смертоубийц и разбойников, вследствие милости Всевышнего в войне», посвященный заключению мира со Швецией.
Таким образом, в дореволюционной России правом объявлять амнистию обладал монарх. Он самостоятельно решал, какие категории лиц могут рассчитывать на послабление и в чем оно будет выражаться. Всего в дореволюционной России амнистия объявлялась не менее 9 раз.
С установлением в 1917 году советской власти было объявлено две амнистии. Во-первых, освобождению подлежали лица, осужденные по всем политическим и религиозным преступлениям, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным беспорядкам. Во-вторых, амнистия коснулась всех политзаключенных.
Далее объявлялись и другие многочисленные амнистии, носившие ярко выраженный классовый характер. Так, только с 1920 по 1928 году соответствующие акты издавались более 20 раз. Но они никогда не касались осужденных, совершивших контрреволюционную деятельность, шпионаж, взяточничество и ряд других преступлений против советской власти. В период с 1917 года до 1991 года амнистия объявлялась 26 раз.
Наиболее известными актами амнистии советской власти являются Указы Президиума Верховного Совета СССР, изданные после смерти И. Сталина, — «Об амнистии» 1953 года и «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» 1955 года. Так, согласно первому Указу, освобождению из мест лишения свободы подлежали граждане, осужденные на срок до 5 лет включительно. Остальным лицам срок лишения свободы сокращался наполовину. Но амнистия не затронула лиц, совершивших контрреволюционные преступления, крупные кражи социалистической собственности, умышленные убийства и некоторые другие деяния. По историческим данным, благодаря амнистии на свободу вышло более 1,2 млн заключенных.
Одним из последних актов амнистии, объявленных советской властью, стал Закон СССР от 01 ноября 1991 года № 63-Н «Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы». Он позволил избежать наказания гражданам, осужденным за самовольную отлучку, дезертирство, уклонение от воинской службы и т.д.
В период постсоветской России амнистия объявлялась 17 раз. При этом в период с 1992 по 2006 год амнистия объявлялась не реже 1 раза в два года, а то и чаще. Например, в 1997, 1999 и в 2006 году амнистия объявлялась два раза в год. Последняя амнистия была объявлена в 2015 году и была приурочена к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. После 2015 года амнистия в России не объявлялась.
В своем Определении от 18 сентября 2014 года № 1828-О Конституционный Суд РФ раскрыл смысловое содержание амнистии как акта милосердия, проявление гуманизма и великодушия государства по отношению к преступившим уголовный закон гражданам. В ст. 84 УК РФ указывается, что амнистия может выражаться в:
Объявлять амнистию вправе Госдума РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ). Как правило, ее приурочивают к важным для государства и общества событиям или знаменательным датам. Амнистия позволяет достичь конкретных политических целей (например, устранить конфликт в обществе) и снизить нагрузку на исправительные учреждения, уменьшив число осужденных и (или) отбывающих наказание в колониях.
Согласно ст. 182 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД, проекты постановлений об объявлении амнистии вносятся в Госдуму РФ также, как и иные законопроекты. Инициатива считается одобренной, если за нее проголосовало большинство депутатов. В этом случае Госдума РФ принимает два постановления — одно об объявлении амнистии, а другое — о порядке ее применения, которые вступают в силу одновременно.
В соответствующем акте амнистии не содержатся конкретные имена и фамилии, но в нем указываются категории лиц, которые вправе рассчитывать на послабление со стороны государства. Обычно государство берет за основу следующие критерии: половая принадлежность, возраст, наличие проблем со здоровьем и т.д. Госдума может пойти от обратного и перечислить группы лиц и категории преступлений, к которым амнистия не применяется. Амнистия всегда касается только тех преступлений, которые были окончены к моменту вступления в законную силу соответствующих постановлений Госдумы. Достаточно часто условием применения амнистии является возмещение лицом ущерба, причиненного преступлением.
Следует отметить, что отдельного закона об условиях принятия и применения амнистии в России нет, поэтому в каждом конкретном случае Госдума устанавливает свои правила. В большинстве случаев под амнистию попадают лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, женщины, лица, имеющие инвалидность, несовершеннолетние и престарелые лица, лица, совершившие преступления в сфере экономической деятельности и др.
Например, по состоянию на 2024 год, последняя объявленная в России амнистия состоялась в 2015 году и была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В Постановлении Госдумы РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД говорилось об освобождении от наказания некоторых лиц. Право на освобождение получили, например, несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, воспитывающие детей, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленного преступления небольшой или средней тяжести. Всего амнистия коснулась 213 тысяч человек, из которых 36 тысяч — заключенные. Однако Постановление не затронуло лиц, совершивших убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или некоторые другие преступления.
В постановлениях об амнистии обычно указывается срок их исполнения (как правило, 6 месяцев). Но срок исполнения не является сроком действия амнистии и установлен для должностных лиц: в течение указанного срока все лица, подпадающие под условия амнистии, должны быть амнистированы. К примеру, если постановление об объявлении амнистии издано 1 января с установлением срока ее исполнения до 01 июля, то все лица, привлеченные к ответственности до 01 июля и подпадающие под условия амнистии, должны быть амнистированы.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 и ч.1 ст. 254 УПК РФ, амнистия является основанием освобождения от уголовной ответственности и (или) от наказания и влечет прекращение уголовного дела или преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. При этом ч. 2 ст. 27 УПК РФ указывает, что прекращение преследования не допускается, если подозреваемый или обвиняемый возражает против этого. При наличии таких возражений производство по уголовному делу продолжается в обычном режиме. Связано это с тем, что амнистия является нереабилитирующим основанием освобождения от уголовной ответственности; через нереабилитирующий характер амнистии государство пытается сгладить противоречие между принципом неотвратимости наказания и принципом гуманизма, составляющим сущность амнистии.
Согласие на прекращение дела в связи с изданием акта об амнистии не означает, что фигурант уголовного дела согласен с предъявленным ему обвинением. И соответствующее решение не подменяет собой приговор суда, констатирующий виновность или невиновность лица. Исходя из положений ч. 4 ст. 133 УПК РФ, лица, в отношении которых уголовное преследование завершено ввиду издания акта об амнистии, права на реабилитацию не имеют. Следовательно, они не могут требовать компенсации за примененные к ним уголовно-процессуальные меры. Кроме того, амнистированному лицу не возвращаются почетные или воинские звания.
Прекращение уголовного дела не лишает потерпевшего права на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства к экс-фигуранту. Более того, следователь должен разъяснить содержание такого право потерпевшему, гражданскому истцу (ч. 4 ст. 213 УПК РФ). Соответственно, к амнистированному лицу можно предъявить требование о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда.
Если лицо считает, что к нему незаконно не применили акт об амнистии, оно вправе обжаловать решение уполномоченных органов в установленном законом порядке. В частности, действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования могут быть обжалованы в судебном порядке по правилам ст. 125 УПК РФ.
Помилование является еще одним инструментом, с помощью которого можно освободиться от наказания. В основе и помилования, и амнистии лежит идея прощения, то есть полное или частичное устранение карательного воздействия со стороны государства.
В соответствии со ст. 85 УК РФ, помилование предполагает освобождение осужденного лица от дальнейшего отбывания наказания, либо сокращение наказания или его замену более мягкой санкцией. С отбывшего наказание лица может быть снята судимость.
Между помилованием и амнистией есть ряд существенных различий: