Истоки регламентации процессуально-правового статуса следователя тесно связаны с периодом зарождения следственных органов на территории России, которые возникли во времена правления Петра I. В 1717 году император своим Наказом учредил «майорские» следственные канцелярии, занимавшиеся расследованием наиболее опасных преступлений тех лет, посягающих на интересы государства (включая взяточничество, мошенничество должностных лиц). Отличительной чертой следственных канцелярий была независимость от других органов.
Однако просуществовали они недолго – до 1723 года. С этой даты и до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные судебные и административные органы, включая Сыскной приказ и Главную полицмейкерскую канцелярию. Качество расследования такими органами оставляло желать лучшего, поэтому предпринимались попытки исправить ситуацию. Например, в 1837 году был подготовлен Проект о следствии, предусматривающий учреждение должности следственных приставов по судам. На данных должностных лиц возлагалась обязанность ведения предварительного расследования.
В 1860 году Александр II подписал Указ об отделении следственной части от полиции, предусматривающий создание должности судебных следователей в уездах и городах в целях расследования преступлений. К кандидатам на должность следователя предъявлялись высокие требования:
Однако окончательно статус следователя утвердился в 1864 году с принятием Устава уголовного судопроизводства. В этом документе была заложена идея процессуальной самостоятельности и независимости следователя, которая нашла отражение во всех последующих нормативно-правовых актах России. Согласно Уставу, следователи назначались императором по представлению министра юстиции, хотя в системе судебной иерархии он занимал низшую ступень. Позднее происходит учреждение должности следователя по важнейшим делам и по особо важным делам окружных судов.
С принятием в 1917 году Декрета СНК РСФСР «О суде» фактически упразднялись должности судебных следователей, частной адвокатуры, присяжной адвокатуры и прокурорского надзора. В 1920 году учреждается должность народного следователя, который контролировался судебными органами. Именно суд решал все вопросы, связанные с подбором кандидатов на должность следователя, их финансированием и не только. Однако и сами народные следователи обладали определенной самостоятельностью: так, они принимали решение о возбуждении уголовного дела, о проведении необходимых следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т.д.
В 1928 году контроль за деятельностью следственных органов был закреплен за прокуратурой в целях повышения качества расследования уголовных дел. А в 1936 году с созданием Следственного отдела в Прокуратуре СССР окончательно оформилась прокурорская модель предварительного расследования.
Основы уголовного судопроизводства ССССР и союзных республик 1958 года и УПК РСФСР 1960 года правом ведения предварительного расследования наделяли следователей органов прокуратуры и госбезопасности, а следственный аппарат милиции был упразднен. Милиция выполняла отдельные поручения следователей и могла осуществлять дознание.
Ст. 127 УПК РСФСР закрепляла самостоятельность следователей при осуществлении предварительного расследования, хотя многие исследователи полагали, что им отводилась чисто техническая роли и в действительности ходом следствия руководит прокурор. Это мнение подкреплял факт отнесения значительной части следственного аппарата к органам прокуратуры.
С 70-80-х годов началось активное обсуждение вопроса о необходимости отделения следственного аппарата от прокуратуры, а также лишения прокуроров функций, связанных с руководством предварительным расследованием. Эти дискуссии продолжились и после распада СССР, приведя в конечном счете к реформам УПК РФ 2007 и 2011 годов, предусматривающим создание Следственного комитета РФ и утрату прокурором возможности руководства предварительным следствием. Такая институциональная самостоятельность означала фактическое возвращение к «истокам» времен Петра I.
В соответствии со ст. 38 УПК РФ, следователь – должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В свою очередь, предварительное следствие можно определить как уголовно-процессуальную деятельность, заключающуюся в осуществлении специально уполномоченными органами и должностными лицами мероприятий по установлению обстоятельств совершенного преступления, обнаружению и закреплению его следов, раскрытию и изобличению виновных лиц.
Говоря о статусе следователя, следует иметь в виду, что он включает множество элементов, и прежде всего права и обязанности. Ч. 2 ст. 38 УПК РФ перечисляет список полномочий следователя:
В данном случае полномочия следователя – это его права, возведенные в ранг должностных обязанностей.
Следует отметить: самостоятельное определение хода расследования заключается в том, что следователь вправе независимо от прочих должностных лиц решать, какие следственные действия необходимо провести и кого вызвать для участия в них, кому поручить проведение экспертизы и т.д. Но самостоятельность следователя не абсолютна, она имеет определенные границы, обусловленные наличием контрольных функций со стороны руководителя следственного органа и прокурора, а также судебным контролем в порядке ст. 125 УПК РФ..
В соответствии со ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие может осуществляться следователями СК РФ, ФСБ РФ и органов внутренних дел. В истории России также некоторое время существовали, последовательно сменив одни других, следователи налоговой полиции и следователи Госнаркоконтроля, но в настоящее время данные структуры упразднены, а их полномочия перераспределены между следственным комитетом и министерством внутренних дел.
Перечень преступлений, расследуемых следователями Следственного Комитета РФ, довольно широк: это убийства, похищения людей, уклонение от уплаты налогов и т.д. Также следователи СК занимаются раскрытием преступных деяний, совершенных сенаторами, депутатами Госдумы РФ, адвокатами, судьями, прокурорами и прочими спецсубъектами, а также несовершеннолетними гражданами (если речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях), и тяжкими и особо тяжкими преступлениями в отношении несовершеннолетних. Если по сути, то следователи СКР расследуют наиболее сложные тяжкие и особо тяжкие преступления.
В компетенции следователей ФСБ находится расследование преступлений, связанных с государственной безопасностью, включая некоторые преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, порядка управления, государственной власти, мира и безопасности человечества. В частности, должностные лица ФСБ расследуют дела о терактах, захвате заложников, об экспорте из РФ военных технологий, разработке, производстве и сбыте оружия массового поражения и не только.
Основная масса преступлений расследуется следователями органов внутренних дел. Это кражи и мошенничества с отягчающими обстоятельствами, разбой, незаконная банковская деятельность, «банкротные» преступления и многие другие деяния.
В рамках данной статьи мы акцентируем внимание на деятельности следователей Следственного Комитета РФ.
При осуществлении перечисленных в ст. 38 УПК РФ полномочий следователь наделяется правами, указанными в ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Так, он вправе:
Занятие должности следователя накладывает на лицо определенные ограничения. Так, в ст. 5 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» указано, что следователь не вправе:
Указанные ограничения направлены на обеспечение принципа независимости следственных органов от органов власти, общественных объединений и различных организаций.
Общие требования к кандидатам, претендующим на должность следователя, перечислены в ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Назовем их:
На должность следователя может быть принято лицо, получающее высшее юридическое образование при условии, если оно успешно освоило хотя бы половину образовательной программы и не имеет академической задолженности. Возможен даже прием граждан без высшего юридического образования при наличии другого высшего образования, соответствующего занимаемой должности.
К сотрудникам СК РФ руководящего звена устанавливаются дополнительные требования. Так, руководителем следственного отдела может быть лицо старше 25 лет, имеющий опыт работы не менее 3 лет в следственных органах, прокуратуре или суде.
Гражданин не может быть принят на должность следователя при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Одним из элементов прохождения службы в СК РФ является присвоение первого или очередного звания. Система званий создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения сотрудников, установления отношений подчиненности и старшинства, стимулирования служебного роста и личной инициативы кадров.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», следователям присваиваются следующие звания:
Условия присвоения каждого из перечисленных званий установлены Приказом СК России от 16.12.2015 № 116. Например, лицу, получающему высшее юридическое образование и не имеющему академической задолженности, может быть присвоено звание младший лейтенант юстиции. А лейтенантом юстиции может стать следователь с высшим юридическим образованием, прошедший аттестацию и имеющий стаж службы в СК не менее 6 месяцев.
Сроки пребывания в специальных званиях следующие (п. 29 Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38):
Сроки пребывания в звании генерал-полковника юстиции и генерала юстиции законодательством не установлены.