Конфискация имущества за преступления в сфере компьютерной информации в 2023 году
23 июня 2023 года вступил в силу 214-ФЗ о конфискации имущества за совершение некоторых киберпреступлений. Теперь конфискации подлежат активы, полученные в результате следующих преступных деяний:
- Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272 УК РФ). Принудительное изъятие возможно, если данное деяние совершено из корыстной заинтересованности или повлекло причинение крупного ущерба (ч.2), если в совершении преступления принимала участия группа лиц или гражданин воспользовался своим служебным положением (ч.3), а также если деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления (ч.4).
- Создание, использование и распространение вредоносных программ (ст.273 УК РФ).
- Нарушение правил эксплуатации средств хранения и обработки цифровой информации при условии, если данное деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления (ч.2 ст.274 УК РФ).
- Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст.274.1 УК РФ).
Соответствующие поправки уже включены в ст.104.1 УК РФ, посвященной конфискации имущества. Новый закон позволит направлять арестованное имущество на возмещение ущерба, причиненного жертвам преступлений (как физическим лицам, так и организациям). Оставшиеся активы перейдут в собственность государства.
Поводом для принятия законопроекта стал рост количества преступлений в сфере компьютерной информации. Так, по данным МВД, в 2022 году подобных деяний совершено на 46 % больше, чем годом ранее, а в 2021 году рост составил 62,5 %. В 2022 году правоохранительные органы зарегистрировали более 9 тысяч преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.272 УК РФ («неправомерный доступ к компьютерной информации»), в то время как приговоры по данной статье, согласно данным Судебного департамента при ВС РФ, получили всего 179 человек. Это свидетельствует о невысокой раскрываемости подобных преступлений.
Лица, которых не коснется конфискация
В первоначальной версии законопроекта конфискация также была предусмотрена за мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст.159.3 УК РФ) и мошенничество в сфере компьютерной информации (ст.159.6 УК РФ). Данные преступления совершаются достаточно часто: так, например, в 2022 году МВД зарегистрировало 7 288 мошенничеств с использованием электронных средств платежа и 334 – в сфере компьютерной информации.
По смыслу ст.104.1 УК РФ, конфискацией являются действия по принудительному безвозмездному изъятию активов в пользу государства, в то время как имущество, украденное в результате совершения преступления против собственности (в данном случае - мошенничества), должно быть изъято и возвращено владельцу. Иное положение дел нарушало бы право собственника на возвращение похищенного. Именно поэтому Верховный Суд и Правительство РФ выступили против включения данных статей в проект.
Примечательно, что из проекта были исключены преступления небольшой тяжести, предусмотренные ч.1 ст.272, ч.1 ст.274 и ст.274.2 УК РФ. Правовое управление Госдумы РФ указало: некоторые из указанных преступлений могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности: по отношению к наступившим последствиям также возможны две формы вины. Поэтому отнесение всех без исключения преступлений главы 28, к числу тех, за совершение которых может быть применена конфискация имущества, противоречит принципу справедливости.
Помогут ли указанные нововведения в борьбе с киберпреступностью и приведут ли они к увеличению числа лиц, получивших возмещение причиненного ущерба, покажет время. Исходя из того, что раскрываемость данных преступлений находится на невысоком уровне, говорить о существенном изменении ситуации не приходится.