ВС РФ: конфискация денег осужденного должна быть обоснованной
В мае 2022 года Верховный Суд РФ рассмотрел вопрос о конфискации денег, найденных в жилище осужденного при проведении обыска.
Согласно материалам дела, в 2019 году гражданин Меженков был приговорен за взяточничество и мошенничество к 11 годам колонии и штрафу в размере 3 млн рублей. Защитник осужденного пытался обжаловать приговор, но вышестоящие суды признали его законным.
Между тем, ВС РФ обратил внимание на то, что вопрос с вещественными доказательствами, изъятыми в ходе обыска в квартире осужденного, не был решен. Найденные 313 тысяч рублей были конфискованы и обращены в доход государства. Однако конфискация возможна в случаях, когда обнаруженные предметы являлись орудием, оборудованием или иными средствами совершения преступления, принадлежащими обвиняемому. Также конфисковать можно деньги, ценности и иное имущество, указанные в п. «а»–«в» ч. 1 ст. 104.1 УПК РФ.
Однако суд не привел доказательств, указывающих на то, что деньги были получены осужденным в результате совершенного им преступления, являлись орудием, оборудованием или иными средствами совершения преступлений или соответствуют критериям, в ст. 104.1 УК РФ. Нет никаких объяснений необходимости конфискации денежных средств в пользу государства.
По этой причине судебные решения в части конфискации денежных средств отменены, дело направлено на пересмотр.
Нарушение, допущенное судом первой инстанции, налицо. Так, Постановление Пленума ВС РФ от 14.06.2018 № 17 обязывает суды в описательно-мотивировочной части приговора приводить доказательства того, что имущество, том числе деньги, имеют отношение к совершенному преступлению. Конфискованные средства могут быть направлены на возмещение материального вреда, причиненного потерпевшему, однако в данном случае гражданские иски не заявлялись. Поэтому абсолютно непонятно, по каким причинам суд принял такое решение.