Круглосуточные телефоны

Утвержден порядок конвоирования осужденных и находящихся под стражей лиц

27 сентября 2024 394

1 января 2024 года вступит в силу Приказ Минюста РФ от 16 сентября 2024 года № 277, которым утвержден Порядок конвоирования по плановым маршрутам осужденных и пребывающих под стражей лиц.

Следует отметить наиболее важные моменты:

  1. Перевозка указанных категорий лиц производится автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. При этом следует стремиться к сокращению маршрутов и числа пересадок.
  2. Во время конвоирования сотрудники караула могут применить к осужденным и находящимся под стражей гражданам физическую силу, спецсредства и оружие в случаях и в порядке, установленном Законом № 5473-1.
  3. Конвоируемые лица имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, на вежливое обращение со стороны сотрудников караула, на медпомощь. Они также вправе иметь при себе разрешенные вещи и продукты питания, но их суммарный вес не должен превышать установленных значений. Например, при перемещении на железнодорожном транспорте вес груза лица не может быть боле 36 кг, а на спецавтомобиле — 50 кг.
  4. Если поездка в спецавтомобиле длится более 6 часов, конвоированные граждане получают питьевую воду. Также в этом случае предусмотрены санитарные остановки для приема пищи. А беременные женщины и женщины с детьми имеют право на получение воды вне зависимости от продолжительности маршрута.
  5. Остановки для отправления естественных потребностей, а в зимнее время — для обогрева, производятся как минимум каждые 3 часа. Начальник караула может принять решение о внеплановой остановке.
  6. При протяженности маршрута свыше 500 км. беременные, женщины с детьми и инвалиды-колясочники должны конвоироваться воздушным транспортом, а при маршруте менее 500 км. - спецавтомобилями; применение железнодорожного транспорта в указанных случаях допускается в качестве исключения при отсутствии возможности обеспечить перемещение воздушным или спецтранспортом.
  7. При конвоировании на расстояние свыше 200 км. или при температуре воздуха свыше 25 градусов по Цельсию решением начальника территориального органа ФСИН уменьшается на 30 % количество конвоируемых лиц исходя из установленной нормы не менее 0.5 кВ. метра на человека.

источник

Саркисов В.И. адвокат
Валерий Саркисов
уголовный адвокат

Принятый нормативный акт следует оценить позитивно как с точки зрения впервые предпринятой попытки нормативно отрегулировать конвоирование осужденных и заключенных под стражу, так и исходя из содержания данного нормативного акта, направленного на гуманизацию процесса конвоирования. Как известно, процесс конвоирования и содержания осужденных в судах и в иных местах временного пребывания вне колоний и следственных изоляторов зачастую превращается для обвиняемых и осужденных в пытку. Известны далеко не единичные случаи смерти во время конвоирования: обвиняемым и осужденным приходится мириться с длительным пребыванием в закрытых и весьма ограниченных по площади помещениях спецавтомобилей и коптерок в судах, в жаркую погоду температура накаляется до критических, отсутствие регламентации ведет к тому, что конвоируемые иногда остаются без еды и питья на период до 12 часов. Бывалые арестанты, зная все эти перипетии и желая их избежать, порой отказываются от обжалования судебных решений, чтобы их лишний раз не вывезли в суд. Именно для решения в первую очередь указанных проблем, для исключения бесчеловечного обращения с осужденными и обвиняемыми и принят рассматриваемый приказ, являющийся логичным продолжением принятого с месяц назад нормативного акта, регламентирующего появление в судах специальных помещений для содержания осужденных и обвиняемых, доставленных для участия в судебном заседании. В то же время следует отметить, что содержание рассматриваемого нами приказа половинчато и нуждается в совершенствовании: минимальные нормы помещения в спецтранспорте явно занижены, - невозможно обеспечить соблюдение прав человека при содержании человека в помещении площадью 50 кВ. см., эти нормы должны быть повышены минимум вдвое; обеспечение конвоируемых водой не менее чем раз в 6 часов, особенно в летнюю жару, не может быть признано достаточным; не урегулирован вопрос допустимости конвоирования спецавтомобилем с отсутствующим кондиционером в жару, скажем, свыше 40 градусов (которые в железном кузове автомобиля, нагревающимся от жары, могут легко превратиться во все 50 и более градусов). Надеемся, что данный приказ действительно является первым шагом и будет вскоре усовершенствован.

arrow
×
Консультация адвоката
×
Отправить новость