Утвержден порядок конвоирования осужденных и находящихся под стражей лиц
1 января 2024 года вступит в силу Приказ Минюста РФ от 16 сентября 2024 года № 277, которым утвержден Порядок конвоирования по плановым маршрутам осужденных и пребывающих под стражей лиц.
Следует отметить наиболее важные моменты:
- Перевозка указанных категорий лиц производится автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. При этом следует стремиться к сокращению маршрутов и числа пересадок.
- Во время конвоирования сотрудники караула могут применить к осужденным и находящимся под стражей гражданам физическую силу, спецсредства и оружие в случаях и в порядке, установленном Законом № 5473-1.
- Конвоируемые лица имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, на вежливое обращение со стороны сотрудников караула, на медпомощь. Они также вправе иметь при себе разрешенные вещи и продукты питания, но их суммарный вес не должен превышать установленных значений. Например, при перемещении на железнодорожном транспорте вес груза лица не может быть боле 36 кг, а на спецавтомобиле — 50 кг.
- Если поездка в спецавтомобиле длится более 6 часов, конвоированные граждане получают питьевую воду. Также в этом случае предусмотрены санитарные остановки для приема пищи. А беременные женщины и женщины с детьми имеют право на получение воды вне зависимости от продолжительности маршрута.
- Остановки для отправления естественных потребностей, а в зимнее время — для обогрева, производятся как минимум каждые 3 часа. Начальник караула может принять решение о внеплановой остановке.
- При протяженности маршрута свыше 500 км. беременные, женщины с детьми и инвалиды-колясочники должны конвоироваться воздушным транспортом, а при маршруте менее 500 км. - спецавтомобилями; применение железнодорожного транспорта в указанных случаях допускается в качестве исключения при отсутствии возможности обеспечить перемещение воздушным или спецтранспортом.
- При конвоировании на расстояние свыше 200 км. или при температуре воздуха свыше 25 градусов по Цельсию решением начальника территориального органа ФСИН уменьшается на 30 % количество конвоируемых лиц исходя из установленной нормы не менее 0.5 кВ. метра на человека.
Принятый нормативный акт следует оценить позитивно как с точки зрения впервые предпринятой попытки нормативно отрегулировать конвоирование осужденных и заключенных под стражу, так и исходя из содержания данного нормативного акта, направленного на гуманизацию процесса конвоирования. Как известно, процесс конвоирования и содержания осужденных в судах и в иных местах временного пребывания вне колоний и следственных изоляторов зачастую превращается для обвиняемых и осужденных в пытку. Известны далеко не единичные случаи смерти во время конвоирования: обвиняемым и осужденным приходится мириться с длительным пребыванием в закрытых и весьма ограниченных по площади помещениях спецавтомобилей и коптерок в судах, в жаркую погоду температура накаляется до критических, отсутствие регламентации ведет к тому, что конвоируемые иногда остаются без еды и питья на период до 12 часов. Бывалые арестанты, зная все эти перипетии и желая их избежать, порой отказываются от обжалования судебных решений, чтобы их лишний раз не вывезли в суд. Именно для решения в первую очередь указанных проблем, для исключения бесчеловечного обращения с осужденными и обвиняемыми и принят рассматриваемый приказ, являющийся логичным продолжением принятого с месяц назад нормативного акта, регламентирующего появление в судах специальных помещений для содержания осужденных и обвиняемых, доставленных для участия в судебном заседании. В то же время следует отметить, что содержание рассматриваемого нами приказа половинчато и нуждается в совершенствовании: минимальные нормы помещения в спецтранспорте явно занижены, - невозможно обеспечить соблюдение прав человека при содержании человека в помещении площадью 50 кВ. см., эти нормы должны быть повышены минимум вдвое; обеспечение конвоируемых водой не менее чем раз в 6 часов, особенно в летнюю жару, не может быть признано достаточным; не урегулирован вопрос допустимости конвоирования спецавтомобилем с отсутствующим кондиционером в жару, скажем, свыше 40 градусов (которые в железном кузове автомобиля, нагревающимся от жары, могут легко превратиться во все 50 и более градусов). Надеемся, что данный приказ действительно является первым шагом и будет вскоре усовершенствован.