Уничтожение чужого имущества на почве национальной ненависти будет караться лишением свободы на срок до 5 лет
Госдума РФ в первом чтении одобрила законопроект № 676173-8, предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за умышленную порчу или уничтожение чужого имущества. В уголовном законе появился квалифицированный состав, предусматривающий более суровое наказание за уничтожение или повреждение чужого имущества по мотивам политической, идеологическом, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Соответствующие изменения планируется внести в ч. 2 ст. 167 УК РФ, а наказание в указанном случае предусмотрено в виде принудительных работ на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок.
Авторы законопроекта подчеркивают: сейчас порча чужого имущества по экстремистским мотивам квалифицируется по ч. 1 ст. 167 УК РФ. Максимум, что грозит злоумышленнику — до 2 лет лишения свободы, хотя чаще санкция намного мягче. Однако уничтожение активов из хулиганских побуждений — уже квалифицированное преступление, за которое предусмотрено более суровое наказание. Но совершение преступного деяния из-за ненависти или вражды не менее опасно, чем из хулиганских соображений.
Также в записке указано, что «толчком» к принятию законопроекта стало более частое выявление уничтожения и повреждения имущества граждан и организаций, поддерживающих проведение специальной военной операции, либо по иным причинам, представляющим особую общественную опасность в современных условиях.
В случае принятия закона расследовать уголовные дела об уничтожении или повреждении чужого имущества будут по-прежнему следователи органов внутренних дел РФ. Правительство и Верховный Суд РФ поддержали законопроект.
Предложенный законопроект вполне обоснован с точки зрения реагирования государства на те общественно опасные деяния, которые в связи с изменениями в общественно-политической жизни требуют оперативной коррекции уголовного закона. Вопрос лишь в том, насколько последовательными и действенными являются шаги государства исходя из той опасности, которую представляют собой те или иные деяния в конкретный исторический период времени. Перевод преступлений из категории небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести, что и предусмотрено законопроектом, вряд ли будет иметь какое-либо значение как с точки зрения общей превенции, так и с позиции необходимости обеспечения социальной справедливости при наказании конкретного обвиняемого. Ведь весь комплекс привелегий уголовно-правового характера по-прежнему сохраняется, независимо от того, предусматривает ли санкция статьи наиболее суровое наказание в виде лишения свободы до 2 лет или до 5 лет. В случае принятия законопроекта обвиняемый все также сможет расчитывать на освобождение от уголовной ответственности и (или) от наказания по основаниям, предусмотренным разделом IV Уголовного кодекса РФ. При изложенных обстоятельствах рассматриваемый законопроект представляется мне не до конца последовательным и завершенным.