Принят закон об усилении ответственности за заключение антиконкурентных соглашений
Президент РФ подписал закон № 467-ФЗ, предусматривающий усиление уголовной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений. Соответствующие изменения затронут ст. 178 УК РФ.
Если картельный сговор повлек повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в силу закона, виновному лицу грозит одно из следующих наказаний:
- до 5 лет принудительных работ;
- до 5 лет лишения свободы.
А если заключение антиконкурентного соглашения совершено лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой, повлекло причинение особо крупного ущерба или сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, предприниматель может быть приговорен к:
- принудительным работам на срок от 2 до 5 лет;
- лишению свободы на срок от 2 до 6 лет.
Картель, сопровождаемый насилием или угрозой его применения, а равно сопряженный с уничтожением или повреждением имущества/ угрозой его уничтожения или повреждения, наказывается:
- принудительными работами на срок от 4 до 5 лет;
- лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Во всех случаях предусмотрены дополнительные наказания в виде запрета занимать определенные должности/ заниматься определенной деятельностью и штрафа.
При это сохраниться возможность освобождения от ответственности лица, которое первое из соучастников сообщит о картеле в правоохранительные органы, окажет содействие в расследовании преступления, возместит ущерб или загладит вред иным способом.
В пояснительной записке к проекту указано, что ущерб от антиконкурентных соглашений ежегодно достигает 2 % от ВВП страны.
Следует отметить, что ст. 178 УК РФ достаточно редко применяется на практике: за прошедшие 5 лет судами было вынесено всего чуть более 10 приговоров, что ничтожно мало для нашей страны. Законодатель и ранее пытался скорректировать уголовный закон: в 2011 году в ст. 178 УК РФ были внесены изменения, повысившие порог уголовной ответственности с 1 до 16 млн. руб. полученного дохода, что привело к прекращению целого ряда уголовных дел. Теперь же законодатель решил усилить ответственность, что в условиях низкой раскрываемости вряд ли приведет к положительным изменениям.