Предприниматели избежали уголовной ответственности, погасив недоимку в размере 301 миллиона рублей
Два предпринимателя из Калининградской области благодаря погашению налоговой задолженности избежали привлечения к уголовной ответственности по п. «а» и «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов организацией группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере.
Суд установил, что в период с 2019 по 2021 год фигуранты дела руководили аффилированными компаниями, занимающимися продажей алкогольных напитков. Обвиняемые распределяли доходы, финансы, товарные потоки, трудовые ресурсы между юрлицами. Данное разделение одного и того же бизнеса носило искусственный характер и было применено исключительно ради экономии расходов в виде подлежащего к уплате НДС. Описанные действия привели к непоступлению в бюджет 187 миллионов рублей, в связи с чем на основании материалов оперативно-розыскных мероприятий УЭБ и ПК УМВД России по Калининградской области и материалов УФНС было возбуждено уголовное дело.
На этапе предварительного расследования оба предпринимателя погасили задолженность по налогам, а также выплатили пени и штраф – всего около 301 миллиона рублей. Поскольку данное преступление было совершено впервые, и подозреваемые полностью возместили причиненный бюджету ущерб с доначисленными штрафами и пени, уголовное дело в отношении предпринимателей подлежит прекращению. Такая возможность освобождения от уголовной ответственности предусмотрена ст. 76.2 УК РФ и примечанием к ст. 199 УК РФ.
Следует отметить: наиболее суровое наказание по ч. 2 ст. 199 УК РФ – до 5 лет колонии.
уголовный адвокат
Практика применения ст. 199 УК РФ, основные направления развития которой сформировались еще в конце 90-х годов прошлого столетия в результате деятельности следственных подразделений ныне упраздненной федеральной службы налоговой полиции России, нацелена прежде всего на погашение налоговой недоимки. Предусмотренные уголовным законом санкции налоговых составов определяют данные преступления как нетяжкие, что минимизирует для обвиняемых риск помещения под стражу и осуждения их к реальным срокам лишения свободы. Даже до 2023 года, когда за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ, предусматривалось максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет, что относило данное преступление к категории тяжких преступлений, количество приговоров, по которым подсудимым назначалось реальное лишение свободы, исчислялось единицами. Как и ранее, в настоящее время наиболее частым процессуальным решением по уголовным делам, предусмотренным ч. 2 ст. 199 УК РФ, является прекращение дела на стадии следствия или суда в связи с возмещением ущерба и уплатой обвиняемым всех доначисленных налогов со штрафами и пенями; в случае, когда налоговая задолженность обвиняемыми не погашается, суды как правило выносят приговоры с назначением в качестве основного наказания штрафа или условного лишения свободы. Именно подобная судебная практика и явилась одной из причин, по которым обвинение по ч. 2 ст. 199 УК РФ все чаще следствием утяжеляется путем довменения ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («легализация денежных средств в особо крупном размере») и (или) весьма спорного с правовой точки зрения довменения ст. 187 УК РФ («неправомерный оборот средств платежа»). В рассматриваемом же случае обвиняемым была вменена только ч. 2 ст. 199 УК РФ, что и позволило им рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности в связи возмещением причиненного бюджету ущерба.