Планируется ужесточить наказание за разглашение коммерческой и иной тайны
В Госдуму РФ внесен законопроект № 825103-8, предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение коммерческой, банковской и налоговой тайны в отношении сведений, содержащихся в базах таможенных органов. Предложенные изменения касаются части 3 и части 4 ст. 183 УК РФ: планируется ужесточение санкций за совершение указанных в названных нормах общественно-опасных деяний.
Так, за незаконное получение, использование и распространение сведений, составляющих налоговую, коммерческую и банковскую тайну, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстных побуждений, предлагается наказывать:
- принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом до 5 млн рублей либо в размере дохода осужденного за период до 5 лет или без такового.
Штраф как основное наказание больше применяться не будет.
Если же разглашение тайны повлекло тяжкие последствия, то санкции за это преступление следующие:
- до 5 лет принудительных работ;
- от 3 до 7 лет лишения свободы со штрафом в размере от 1 до 5 млн рублей либо в размере дохода осужденного за период от 1 года до 5 лет или без такового.
уголовный адвокат
Как мы видим, законопроект не меняет категорию преступления, - деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 183 УК РФ в настоящее время относятся к категории преступлений средней тяжести, в случае принятия законопроекта данное деяние также останется преступлением средней тяжести. Та же ситуация и по ч. 4 ст. 183 УК РФ, - данное преступление относится к категории тяжких преступлений и останется таковым в случае принятия законопроекта.
Между тем, без изменения категории преступлений законодатель существенно ужесточил предусмотренные ст. 183 УК РФ наказания.
Принятие предложенных поправок будет способствовать повышению уровня доверия граждан к таможенным органам, создаст условия, при которых существенно сократится черный рынок информации, охраняемой законом, и число утечек из баз, содержащих такую информацию.
Несмотря на важность предложенных поправок, предложенные изменения весьма однобоки. Так, несмотря на ужесточение наказаний, предусмотренных санкциями ст. 183 УК РФ, законопроект не затрагивает чч. 1 и 2 ст. 183 УК РФ. Кроме того, пояснительная записка, подготовленная авторами законопроекта, ссылается на Перечень поручений Президента России, во исполнение которых разработан законопроект, однако при этом авторы исказили текст указанных поручений. Так, согласно п. 2 Перечня поручений Президента РФ от 22 ноября 2023 года Правительству России, Верховному Суду России и министерствам и службам правоохранного блока предлагается внести изменения и ужесточить наказание за незаконные действия в отношении информации, содержащейся в базах данных таможенных органов. В пояснительной же записке указано, что законопроект призван создать дополнительные гарантии охраны любой банковской, коммерческой и налоговой тайны, включая информацию из баз данных таможенных органов. Полагаю, что во исполнение поручений Президента РФ было необходимо дополнить уголовный закон новой статьей, например, 183-1, предметом которой была бы информация из баз данных таможенных органов. Такой подход позволил бы более точно исполнить поручения Президента РФ и исключил бы необоснованное усиление уголовной ответственности за нарушение режима налоговой, коммерческой и банковской тайны, не связанной с незаконным оборотом информации из баз данных таможенных органов.