Оправдательные приговоры в России почти не выносятся
В ходе своего выступления Юрий Чайка сказал, что в 2018 году и I квартале 2019-го прокуратура пресекла более 5 млн нарушений законов. «Наиболее острая проблема – несоблюдение трудовых прав», – сказал Чайка. По его словам, в прошлом году в ведомство поступило 165 000 обращений по этому вопросу, более половины из них были признаны обоснованными. Люди, как правило, жалуются на невыплату зарплаты, а более половины таких случаев происходит на предприятиях-банкротах. «Прокуратура находит ликвидные активы, борется с недобросовестностью управляющих», – сказал Чайка и раскритиковал работу судебных приставов: несвоевременно обращались взыскания, а Роструд не в полной мере реализует свои полномочия. По его словам, задолженность по зарплатам на май составляет 2,1 млрд руб. Также ведомство поспособствовало выплате долгов по госконтрактам на 34 млрд руб. перед предпринимателями.
«Принимаемые меры приносят результаты – ситуация постепенно меняется», – сказал Чайка о проблемах долевого строительства. По его словам, уже урегулирована ситуация в отношении более 200 долгостроев (сейчас их более 800). Генпрокуратура и Минстрой организовали сбор информации о всех домах, которые не были признаны проблемными, но сроки их сдачи затянулись. «По каждому объекту определяется план действий, контролируется его исполнение», – сказал Чайка.
Вспомнив трагедию в Шереметьево, которая произошла в начале мая, Чайка сказал, что прокуратура уже несколько лет требует от ведомств более тщательного контроля за полётами и эксплуатацией воздушных судов в России. Среди недочётов он отметил: Минтранс не разработал в полном объёме НПА, которые регламентируют подготовку авиационного персонала, наземное обслуживание судов и другое; Росавиация не применяет надлежащие меры по пресечению фактов эксплуатации самолётов, техническое состояние которых не соответствует требованиям.
Вопросы и предложения
Председатель комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Севастьянова рассказала, что за прошлый год в Госдуму поступило 2000 обращений граждан и только 1% из них связан с жалобами на прокуратуру. 1/5 от этих 2000 писем связана с тем, что прокуратура «спускает» жалобы в те ведомства, которым недовольны жители. Также она привела статистику: почти 100% решений суда строятся на заключениях правоохранительных органов, а оправдательные приговоры принимаются крайне редко. 84% предпринимателей считают, что они не защищены от прессинга со стороны силовиков. Севастьянова предложила создать совместную группу, которая будет решать эти вопросы, проводить мониторинг. Позже, отвечая на вопрос другого депутата, Чайка сказал, что сейчас в особом порядке рассматривается около 70% дел, а по ним не может быть оправдательных решений. С этим и связано малое количество оправдательных приговоров.
Николай Харитонов из КПРФ задал вопрос Чайке о том, может ли Генпрокуратура разобраться в том, что сейчас идёт «прессинг» бывшего кандидата в президенты Павла Грудинина. По его словам, в последнее время Совхоз имени Ленина Грудинина постоянно проверяют разные органы. «Просьба прекратить эту политическую травлю, Совхоз имени Ленина – передовое предприятие», – заключил Харитонов.
«Ну вы же знаете, что мы не в политике», – ответил Чайка. Он подтвердил, что Грудинин больше не является муниципальным депутатом из-за того, что не предоставил своевременно полную информацию о своей собственности. По его словам, в 2018 году предприятие проверили 14 раз, а не 30, как сказал Харитонов. «Всё справедливо. Закон суров, но закон – это закон», – заключил Чайка.
Коммунист Юрий Синельщиков предложил наделить прокуроров возможностью получения справок по банковским операциям юрлиц и граждан для борьбы с коррупцией. В Госдуму уже внесли этот законопроект, но он пока не рассмотрен, сказал он. Председатель фракции ЛДПР Владимир Жириновский предложил провести амнистию: «В тюрьмах должны остаться только убийцы, мошенники и наркодилеры», – сказал политик и посоветовал как можно чаще выбирать меры пресечения, не связанные с заключением под стражу, и ввести ещё одну – ссылки: свобода не ограничена, но мера жёсткая, считает Жириновский. «Только у нас в камере туалет стоит. Такого вообще больше нигде нет <…>, только у нас тюремная похлёбка и никаких прав у заключённых», – обратил он внимание на условия содержания заключённых в местах лишения свободы. А справедливоросс Николай Рыжак считает, что закон «О прокуратуре» нужно сделать конституционным, чтобы генпрокурор мог вносить свои законодательные инициативы.
Практически полное отсутствие оправдательных приговоров свидетельствует не о плохой работе адвокатов, а о негласном склонении суда в сторону правоохранительных органов, то есть государства. Следовательно, органы правосудия нельзя назвать полностью независимыми