Норма о прослушивании телефонных разговоров в рамках ОРД не противоречит Конституции РФ
Осужденный за совершение нескольких преступлений Максим Пискарев обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность ряда статей ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Он указал, что ст.7, 9 и 12 рассматриваемого закона допускают замену следственных действий оперативно-разыскными мероприятиями, не позволяют обвиняемому изучить оригинал судебного разрешения на прослушивание телефонных переговоров, подавать жалобы на действия силовиков, совершаемых ими в рамках прослушивания переговоров.
Однако Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы. Он указал: оперативно-разыскные мероприятия, предполагающие ограничение конституционного права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, возможно только при наличии судебного постановления. В то же время, суд принимает положительное решение в том случае, если придет к выводу о необходимости проведения данного ОРМ, его обоснованности и законности. Обязанность по обоснованию необходимости прослушивания телефонных переговоров возлагается на правоохранителей, запрашивающих данное разрешение.
Что касается судебного постановления, то действующее законодательство не запрещает приобщать его копии к материалам уголовного дела. А сами по себе результаты ОРМ не являются доказательствами, однако могут стать ими при надлежащем процессуальном оформлении.
КС РФ заключил: суть обращения Пискарева сводится к правоприменительным решениям, оценивать которые Конституционный Суд не может.