Мошенничество в составе организованной группы является тяжким преступлением вне зависимости от суммы похищенного
Татьяна Сухарева была признана виновной в мошенничестве в составе организованной группы и получила обвинительный приговор по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Преступная группировка причинила ущерб трем гражданам на сумму 238 000, 10 000 и 2 000 рублей соответственно.
Сухарева посчитала, что ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 2 ст. 7.27 КоАП не соответствуют Конституции РФ, поскольку они относят мошенничество в составе организованной группы к разряду тяжких преступлений даже в том случае, если деяние не причинило существенного ущерба потерпевшим. Указанные нормы не обеспечивают защиту прав человека, поскольку допускают их необоснованное и длительное ограничение, а также способствуют возложению избыточной ответственности на нарушителя.
Конституционный Суд РФ противоречий не обнаружил, отметив, что вопрос определения наказания за совершенное преступление находится в ведении законодателя, который, в свою очередь, учитывает общественную опасность деяния. Квалифицирующие признаки определяют повышенную опасность преступления, соответственно, и наказание за него должно быть более строгим.
Таким образом, в случае совершения мошенничества в составе организованной группы лиц размер причиненного ущерба отходит на второй план. Если преступление совершено организованной группой, то оно будет считаться тяжким даже в случае хищения относительно небольшой суммы денег, как в оговоренном выше примере.
Совершение преступления организованной группой предусматривает максимально строгое наказание. Если данный квалифицирующий признак не указан в соответствующей статье Особенной части УК РФ, то он учитывается как обстоятельство, отягчающее наказание. Законодатель при установлении более строгой ответственности при совершении преступления организованной группой исходил из повышенной общественной опасности такого преступления. Ведь организованная группа предполагает предварительный сговор на совершение преступления, такие преступления легче довести до конца, у членов группы может быть специализация и (или) разделение ролей, что свидетельствует о том, что соучастники являются профессиональными преступниками и нацелены зачастую на совершение нескольких преступлений. После вступления в организованную группу ее члены противопоставляют себя государству. Все это и обуславливает необходимость более строгой ответственности за совершение преступления в составе организованной группы.