Для признания виновным в производстве наркотиков лицо не обязательно должно обладать спецпознаниями – ВС РФ
Ленинградский областной суд признал Николая Борщева виновным в незаконном производстве наркотиков в особо крупном размере и незаконном хранении наркотиков в крупном размере (ч. 5 ст. 228.1 УК РФ и ч. 2 ст. 228 УК РФ соответственно). Мужчина был приговорен к 16 годам лишения свободы. Однако апелляция посчитала, что действия Борщева следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотиков в особо крупном размере, а не как их производство. Один из приведенных судом апелляционной инстанции доводов в обоснование своей позиции – отсутствие у Борщева специальных познаний, которые бы позволяли повторить сложный химический процесс. Соответственно, заключила апелляция, не могло быть и речи о серийном производстве запрещенных веществ. По этой причине приговор был смягчен, а срок лишения свободы снижен на 6 лет.
Однако Верховный Суд РФ с мнением коллег не согласился. Он отметил: производство включает не только непосредственно само изготовление наркотиков, но и оборудование лаборатории, закупку определенных ингредиентов, фасовку получившихся веществ, утилизацию отходов. Обстоятельства дела указывают на то, что Борщев собирался поставить процесс производства запрещенных веществ на «поток». Об этом свидетельствует, например, закупка осужденным дорогостоящего оборудования и аренда загородного дома. Для разового получения наркотиков это не имело экономического смысла, особенно учитывая признание мужчины в том, что таким способом он попытался решить свои финансовые проблемы.
Аргумент об отсутствии у Борщева специальных знаний опровергается материалами дела. Поэтому ВС РФ отменил апелляционное определение и отправил дело на пересмотр.
Разрешение данного уголовного дела связано с ответом на вопрос о том, в чем разница между изготовлением наркотических средств и их производством. Данная проблема имеет практическое значение, так ответственность за изготовление наступает по ст. 228 УК РФ, а за производство – по ст. 228.1, санкции которой предусматривают значительно более строгое наказание. Верховный Суд РФ, отменяя решения нижестоящих судов, указал, что сомнения в возможности у обвиняемого повторить производственный процесс не исключают осуждения именно за производство наркотических средств, так как конкретные обстоятельства дела могут подтверждать наличие умысла на промышленное производство, и при наличии таких обстоятельств лицо должно быть привлечено исходя из субъективной стороны преступления по ст. 238.1 УК РФ.