Заведомо ложный донос
Под заведомо ложным доносом понимается сообщение в органы предварительного расследования (подразделения следственного комитета, ФСБ, МВД) или прокуратуры заведомо недостоверной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. При этом не имеет значения, содержится ли в таком сообщении информация о конкретных лицах, якобы причастных к противоправному деянию. Заведомо ложным доносом считается также подача мировому судье заявления о возбуждении дела о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 20 УПК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью, нанесение побоев лицом, привлеченным к административной ответственности за данное деяние, клевета).
Таким образом, далеко не всякое ошибочное сообщение о преступлении может повлечь возбуждение уголовного дела по ст. 306 УК РФ. Если заявитель искренне полагал, например, что было совершенно преступление и добросовестно заблуждался относительно виновности того или иного лица, признаков состава преступления в его действиях нет. Также ничего не грозит лицу, которое не было предупреждено об уголовной ответственности за донос в момент подачи им заявления. Об этом сказано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 20.
Поскольку донос может повлечь различные тяжкие последствия, в частности, привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц, имущественные и финансовые потери, утрату доверия к правоохранительным органам, наказания за совершение данного преступления весьма жесткие. Например, за донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения (ч. 3 ст. 306 УК РФ), лицо может быть приговорено к принудительным работам на срок до 5 лет или лишению свободы на срок до 6 лет.
Судебная практика
Если обратиться к данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, можно выяснить, что приговоры по ст. 306 УК РФ выносятся регулярно. Например, в первой половине 2024 года было вынесено 554 обвинительных и всего 1 оправдательный приговор.
Зачастую посредством заведомо ложного доноса предприниматели пытаются использовать возможности уголовной юстиции в собственных корыстных или иных низменных интересах. Приведем несколько примеров.
Предприниматель Роман Бабоян предоставил заем в размере 22 миллиона рублей Андранику Навояну. Заемщик свою обязанность по возврату денег исполнил. Но затем Бабоян подделал договор займа, указав в нем другую сумму — 150 миллионов рублей. «Заимодавец» попытался взыскать эту сумму вместе с процентами (всего около 8 миллиардов рублей) с Навояна в судебном порядке. Также он подал заявление в полицию, утверждая, что заемщик совершил в отношении него мошеннические действия.
Однако обман вскрылся, и Бабоян был признан виновным в покушении на мошенничество в особо крупном размере и в заведомо ложном доносе. Итоговый приговор — 6 лет лишения свободы.
И еще один пример.
Предприниматель из Новосибирска Олег Яровой потребовал взыскать в судебном порядке со своего контрагента, директора аудиторско-консалтинговой группы Натальи Васильевой, задолженность в размере почти 35 миллионов рублей. Чтобы не допустить передачи дела в другой суд и оказать давление на Васильеву, Яровой, используя свои связи в прокуратуре, организовал ее уголовное преследование. В отношении Васильевой было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, а в качестве меры пресечения ей была избрана подписка о невыезде. Но после того, как суд прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления, фигурантом уголовного дела оказался уже Олег Яровой. Мужчина был признан виновным в заведомо ложном доносе, соединенном с искусственным созданием доказательств обвинения, и даче заведомо ложных показаний. Поскольку предприниматель признал вину и помог следствию, итоговое наказание оказалось достаточно мягким — 3 года условно с испытательным сроком 3 года.
Следовательно, попытки решить споры гражданско-правового характера через подачу ложных заявлений в правоохранительные органы нечасто, но встречаются. В этом случае лицу, в отношении которого поступило подобное заявление, не следует проявлять пассивность — необходимо предоставить полиции свои объяснения касательно возникшей ситуации и документы, подтверждающие отсутствие в его действиях признаков преступления. Ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ дает право пользоваться помощью адвоката уже на этапе рассмотрения заявления о преступлении.
Следует иметь в виду, что в случае, когда по заявлению о совершении преступления конкретным лицом (лицами) выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, следователь (дознаватель), вынесший указанное постановление, обязан рассмотреть вопрос о наличии в действиях заявителя признаков уголовно наказуемого заведомо ложного доноса.
В связи с изложенным, при подаче заявления о совершении преступления следует исключить указание ложных данных, а при наличии сомнений в их достоверности следует избегать категоричных утверждений. Также всегда необходимо помнить, что сообщение заявителем ложных данных в целях незаконного привлечения другого лица к ответственности с большой долей вероятности может привести возбуждение дела в отношении заявителя.
Если уголовное дело по ложному доносу все-таки возбуждено, следует незамедлительно заручиться поддержкой опытного адвоката, который приложит все усилия к скорейшему прекращению уголовного дела и привлечению лиц, причастных к доносу, к ответственности. В случае, когда дело по ст. 306 УК РФ возбуждено в отношении Вас, также не помешает помощь уголовного адвоката, который подскажет не противоречащие закону способы защиты. Например, при квалификации действий виновного по чч. 1 и 2 ст. 306 УК РФ возможно прекращение преследования (дела) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, в связи с назначением судебного штрафа. По ч. 3 ст. 306, предусматривающей ответственность за совершение тяжкого преступления, перечисленных оснований для освобождения от уголовной ответственности нет, но грамотный адвокат все равно подскажет наилучший выход для защиты исходя из положений действующего законодательства.