Круглосуточные телефоны

Ответственность за оборот «шпионских» устройств

Ответственность за оборот «шпионских» устройств 31.03.2025

В марте текущего года стало известно о возбуждении уголовного дела по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации») в отношении руководителя челябинской оружейной фабрики. Поводом для этого стало производство на указанной фабрике на протяжении 4 лет флеш-накопителей, предназначавшихся для негласного получения и регистрации акустической информации. Производство подобных устройств должно осуществляться только при наличии лицензии ФСБ, которой в данном случае предприятие не располагало.

Преступлением по ст. 138.1 УК РФ считается не только производство, но и приобретение, а также сбыт устройств для негласного получения информации без лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Поэтому к ответственности могут быть привлечены предприниматели, занимающиеся перепродажей подобных устройств с нарушением действующего законодательства.

Покупка устройств для негласного получения информации может быть расценена как преступление при соблюдении следующих условий (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46):

  • покупатель знал о функционале приобретаемого им устройства;
  • покупатель намеревался использовать устройство в качестве средства посягательства на конституционные права человека.

Следовательно, если гражданин приобретал «умное» устройство, в частности, для обеспечения личной безопасности или для слежения за животными, состава преступления нет. Например, Останкинский районный суд г.Москвы оправдал мужчину, которому было предъявлено обвинение в сбыте «шпионской» техники. Суд установил, что устройством для негласного получения информации явилась «радионяня», которую подсудимый использовал для ухода за малолетним ребенком. О наличии у устройства «запрещенных» свойств мужчина не подозревал, к тому же умысла на нарушение конституционных прав у него не было.

Следует отметить: приговоры по ст. 138.1 УК РФ, закрепляющей ответственность за оборот «шпионских» устройств, выносятся регулярно. Так, например, по информации Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в первой половине 2024 года по данной статье обвинительные приговоры были вынесены в отношении 50 человек. Чаще всего осужденным назначаются штрафы, но ст. 138.1 УК РФ предусматривает и другие наказания, вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет.

КоАП РФ также закрепляет административную ответственность за манипуляции с техсредствами для негласного получения информации. Так, например, за несоблюдение правил разработки, ввоза в Россию и вывоза из нее «шпионских» устройств, порядка их сертификации, регистрации и учета, нарушителю грозит штраф по ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ, а также конфискация оборудования.

Устройства для негласного получения информации — что к ним относится?

В примечании к ст. 138.1 УК РФ указывается, какие устройства относятся к «шпионским». Самый главный признак — наличие функции получения информации без ведома ее обладателя. Функционал таких устройств скрыт, они не обладают визуальной и аудиоиндикацией, не имеют соответствующих маркировок. Иными словами, понять, что такой прибор осуществляет аудио- или видеофиксацию, неосведомленному человеку невозможно.

Смартфоны, диктофоны, регистраторы могут быть отнесены к разряду таких устройств, если их доработали таким образом, чтобы наделить приборы свойством скрытого получения сведений. В описанном в начале статьи случае соответствующей «переделке» подверглись флеш-накопители.

На практике процессуальный интерес правоохранительных органов могут привлечь следующие устройства:

  • инструменты для отпирания замков (отмычки);
  • наручные часы со скрытой функцией видеозаписи;
  • солнцезащитные очки со встроенной видеокамерой;
  • GSM/GPS трекер со встроенным радиомикрофоном;
  • лампы, декоративные фигурки и прочие предметы быта, оснащенные микрофоном и видеокамерой.

В ряде случаев для определения функциональных возможностей устройства по негласному сбору информации требуется участие эксперта или специалиста.

Итак, несмотря на детальные уточнения ст. 138.1 УК РФ, сделанные в 2019 году, вопросы с ее применением по-прежнему возникают. Это связано с многими факторами, например, с расширительным толкованием на практике понятий «сбыт», «приобретение» и «производство». К тому же в диспозиции рассматриваемой статьи уголовного закона отсутствует указание на специальную цель как на обязательный признак субъективной стороны состава преступления, но необходимость доказывания указанной цели следует из разъяснений Верховного Суда России, которые хоть и являются обязательными для судов, но на практике не всегда строго соблюдаются. Кроме того, не всегда возможно однозначно ответить на вопрос, является ли то или иное устройство обычным бытовым прибором, либо его специальный функционал позволяет отнести его к «шпионским» гаджетам.

Отсюда следует, что перед совершением любых действий, которые могут быть расценены как производство, приобретение или сбыт устройств для негласного получения информации, необходимо внимательно изучить действующее законодательство на этот счет. Вполне возможно, что избежать проблем с продажей таких устройств можно путем оформления лицензии ФСБ, что не так просто сделать в реальной жизни.

Если уголовное дело уже возбуждено, следует обязательно заручиться поддержкой опытного адвоката, который способен обратить все законодательные неточности в пользу своего Доверителя и защитить права последнего.


Возврат к списку

arrow
×
Консультация адвоката
×
Отправить новость