Круглосуточные телефоны

Организация преступного сообщества: грозит ли предпринимателям ответственность по ст.210 УК РФ

04.03.2023

Как известно, 12 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон №73-ФЗ, дополнивший примечание к ст.210 УК РФ пунктом, запрещающим привлекать к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества и участие в нем учредителей и руководителей юридических лиц исключительно в силу штатно-организационной структуры предприятия.  Изначально авторы проекта стремились преодолеть негативную тенденцию формального применения данной статьи к учредителям, участникам и сотрудникам юридического лица, ведущего обычную хозяйственную деятельность и никак не связанного с криминальным миром. Именно ст.210 УК РФ следователи «любили» добавлять  для утяжеления обвинения. Делалось это для того, чтобы облегчить следственную работу: заключить предпринимателя под стражу, продлить сроки расследования и т.д. При этом признаки, присущие любой коммерческой организации, а именно нацеленность на получение прибыли, наличие определенной структуры, филиалов и подразделений трактовались как доказывающие наличие преступного сообщества.

С момента внесения указанных изменений прошло без малого 3 года. Повлияли ли они на практику применения ст. 210 УК РФ в отношении бизнесменов?

Судя по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, количество приговоров, вынесенных по ст.210 УК РФ, с 2020 года существенно не снизилось.  Так, в 2020 году по основной статье было осуждено 127 человек, в 2021 году – 103 человека, в первой половине 2022 года – 54 гражданина.

По-прежнему ст.210 УК РФ работает в «связке» со ст.159 УК РФ. При этом в ряде случаев утяжеление обвинения статьей 210 УК РФ имеет целью получение возможности содержания обвиняемого под стражей свыше 1 года, а после направления дела в суд, когда указанная цель достигнута, прокурор отказывается от обвинения в части указанной статьи уголовного закона.

Так, например, в 2022 году Хостинский районный суд Сочи огласил обвинительный приговор в отношении Анзора Пруидзе, Дениса Гринева, Виктории Викленко, Татьяны Бородкиной, Зураба Хоравы и Андрея Хрипкова, являвшихся руководителями ряда строительных компаний Сочи. Указанные граждане привлекли деньги 165 человек на строительство жилых комплексов, однако дольщики не увидели ни вложенных средств, ни квартир. Всего осужденные присвоили более 1 млрд рублей.

Изначально против застройщиков было выдвинуто обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, а также  ст.210 УК РФ. Но впоследствии прокурор отказался от обвинения в организации преступного сообщества. Суд признал руководителей строительных фирм виновными в мошенничестве в особо крупном размере.

Изначально не стоило ожидать, что изменение примечания к ст.210 УК РФ в корне изменит ситуацию. Дело в том, что законодательное разграничение преступного сообщества и коммерческой организации существовало и ранее, что следовало из ст.35 УК РФ и определения коммерческой организации и предпринимательской деятельности, содержащихся в нормах гражданского законодательства. Так, цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли, в то время как преступного сообщества – в извлечении финансовой и материальной выгоды. И подходы к достижению этих внешне похожих целей кардинально разные: коммерческая организация извлекает прибыль путем сдачи в аренду имущества, реализации товаров или услуг, а преступное сообщество – посредством совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Такой же вывод следует из анализа п.6 Постановления Пленума ВС РФ № 12 от 10 июня 2010 года.

Однако все это не мешало следственным органам возбуждать уголовные дела в отношении предпринимателей по ст.210 УК РФ, а судам – выносить обвинительные приговоры.

С применением ст. 210 УК РФ в отношении предпринимателей связаны следующие проблемы законодательного регулирования:

  1. В п. 1 примечания к ст. 210 УК РФ говорится об участниках, руководителях, учредителях, членах органов управления компанией и сотрудниках, но не о бенефициарах. Известны случаи, когда они признавались истинными руководителями компании и также привлекались к ответственности по ст.210 УК РФ.
  2. В большинстве случаев в уголовном деле фигурирует несколько юридических лиц, соответственно, сам факт существования цепочки связанных компаний дает повод ассоциировать всю сеть с преступным сообществом. Конечно, при условии совершения причастными к ней лицами тяжких/особо тяжких преступлений.
  3. Согласно п. 1 примечания к ст. 210 УК РФ критерием возможного применения данной статьи в отношении учредителей и руководителей юридических лиц является цель создания организации: если организация создавалась изначально для осуществления законной предпринимательской деятельности, то приравнять ее к преступной организации исключительно исходя из признаков юридического лица нельзя. В то же время организация, заведомо созданная для совершения тяжких или либо тяжких преступлений, может рассматриваться как преступное сообщество. Между тем на деле определить такую заведомость очень сложно, особенно если организация не была фирмой-однодневкой.

Как видим, расплывчатые формулировки закона и их вольная трактовка сотрудниками следственных органов приводят к тому, что предприниматели, подозреваемые или обвиняемые в совершении экономических преступлений, по-прежнему привлекаются по ст.210 УК РФ.

Поэтому не стоит расчитывать на то, что пункт 1 примечания к ст.210 УК РФ поможет бизнесменам гарантировано избежать привлечения к уголовной ответственности за создание преступной организации. Правоохранители, основываясь на субъективном усмотрении и волной трактовке собранных по делу доказательств, могут применить данную статью к бизнесменам.


Возврат к списку

arrow
×
Консультация адвоката
×
Отправить новость