Изменения УПК 2017 года: адвокаты стали более независимыми
17 апреля 2017 года вступил в силу ожидаемый всеми адвокатами ФЗ № 73, вносящий изменения в УПК РФ. Важнейшим изменением стало то, что теперь адвокат не привлекается правоохранительными органами в процесс для защиты доверителя, а вступает в него. Это значит, что защитнику достаточно предъявить лишь свое удостоверение и ордер — никаких дополнительных разрешений и согласований со стороны следователей и суда не нужно.
Изменения в УПК по адвокатам решают сразу несколько задач: во-первых, избавляют защитника от ненужных формальностей при вступлении в дело, во-вторых, реализуют принципы независимости адвоката и состязательности процесса, в-третьих, устраняется возможность злоупотребления своими полномочиями правоохранительными органами. Безусловно, вся адвокатура только поддерживает данный Закон.
Отмечу, что изменения коснулись не только процедуры вступления защитника в дело, но также и некоторых других вопросов. Так, например, обыск у адвоката может производится только на основании судебного решения, в котором указываются конкретные отыскиваемые вещи. Изъятие адвокатского досье целиком запрещено, как и запрещено его фотофиксация и видеосъемка.
Изменения в УПК РФ: а как на практике?
Несмотря на то, что изменения в УПК были приняты относительно недавно, уже сформировалась практика их применения, причем негативная. Сотрудники СИЗО продолжают не допускать юристов к гражданам, содержащимся под стражей, мотивируя свои действия отсутствием информации от следственных органов или суда о том или ином защитнике. Так, представители СИЗО считают, что к подозреваемому или обвиняемому может пройти не только избранный им защитник, но и любой другой специалист, оформивший себе ордер. Из-за этого возникает угроза передачи информации и навязывания своих услуг, которая будет мешать ходу предварительного расследования.
Однако такие опасения представляются мне абсолютно беспочвенными. Во-первых, работники ФСИН допускают неправильное толкование императивных норм УПК РФ, а во-вторых, ни один здравомыслящий юрист не будет подвергать себя опасности лишения адвокатского статуса. А вот представители следственных изоляторов ничем не рискуют, давая возможность адвокату, не являющемуся защитником по делу, видится с содержащимся под стражей субъектом.
Таким образом, изменения в УПК 2017 года на практике пока или не реализуются, или реализуются не в полной мере. Многое зависит от самого адвоката по уголовным делам, а именно его знания действующего законодательства, умения убеждать, аргументировать собственную позицию, а также опыта работы с правоохранительными органами. В любом случае действия сотрудников СИЗО можно обжаловать в подразделения ФСИН России, прокуратуре и суде.