У чиновников-взяточников отберут все имущество
В Госдуму РФ поступил законопроект № 920181-8, предусматривающий возможность конфискации всего имущества государственного или муниципального служащего, совершившего одно из следующий преступлений:
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ);
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ);
- организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ);
- занятие высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
- организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).
Главное условие – указанные преступления должны быть совершены в составе организованной группы лиц или преступного сообщества с использованием своего служебного положения. Конфискация может затронуть и наследников первой очереди чиновника – супруга, детей, родителей.
Изъятию не подлежат предметы первой необходимости, а также жилье в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, установленной ст. 50 ЖК РФ.
Конфискации можно избежать, если фигурант уголовного дела или его родственник оказывал помощь в расследовании и раскрытии преступления, изобличении других участников преступного деяния.
Изменения затронут ст. 104.1 УК РФ.
уголовный адвокат
Обоснование необходимости принятия законопроекта целью борьбы с коррупцией абсолютно понятна. Однако рассматриваемая редакция будущего закона вызывает серьезные вопросы. Во-первых, предлагается распространить полную конфискацию всего имущества только на государственных и муниципальных служащих. Но в отношении этой категории лиц, обвиняемых в совершении коррупционных преступлений, и так дополнительно к конфискации суммы взятки по искам прокуратуры активно применяется изъятие имущества, которое не может быть подтверждено полученными законными доходами за предшествовавшие 3 года. Во-вторых, не совсем ясно, почему из круга лиц, в отношении которых предложено применять полную конфискацию всего имущества, исключены сотрудники государственных корпораций, а также иные лица, обладающие признаками должностного лица в соответствие с примечанием к ст. 285 УК РФ. В-третьих, нормам Конституции России и основным принципам уголовного закона противоречит ничем не ограниченная возможность изъятия имущества у родственников коррупционеров - наследников первой очереди; совершенно не понятно, почему за действия своего близкого родственника должны отвечать граждане, которые получили свое имущество самостоятельно на трудовые доходы, или, к примеру, близкие родственники, которые по тем или иным причинам не проживают с обвиняемым и длительное время не поддерживают с ним никакой связи. Законопроект содержит и другие недостатки, которые следует устранить. Но в целом заложенная в нем идея с точки зрения борьбы с коррупцией может только приветствоваться.