Прообразом современного административного надзора за лицами, совершившими преступление, является полицейский надзор. Он возник при Петре I в связи с учреждением в 1718 году полиции – единого профессионального органа, занимающегося поддержанием общественного порядка и общественной безопасности. Необходимость создания данного органа была связана, в числе прочего, с тем, что в активно строящийся город на Неве хлынул поток воров, беглых матросов и прочих лиц, представляющих опасность для горожан. В «Регламенте или Уставе Главного Магистрата» 1721 года было сказано о том, что полиция «всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных».
Актом, окончательно закрепившим административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года. В нем содержалось указание контролировать граждан, сосланных в Сибирь или другие отдаленные губернии. Положения о надзоре включались в ряд других актов царской России, например, в Устав о предупреждении и пресечении преступлений. В нем отдача под надзор полиции рассматривалась как мера предупреждения и пресечения преступных деяний.
После событий 1917 года полиция была упразднена, как и огромный массив данных о поднадзорных лицах. Вплоть до 1966 года надзор за такими субъектами не осуществлялся по ряду причин, в том числе из-за того, что все силы советского государства в то время были направлены на борьбу с преступлениями против власти. Кроме того, в органах внутренних дел тех лет отсутствовали подразделения, которые бы занимались профилактикой правонарушений.
В 1966 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 5364, который утвердил Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Административный надзор заключался в создании системы контроля и ограничений для некоторых категорий граждан, отбывших уголовное наказание в исправительных учреждениях, и сохранивших антисоциальные умения и навыки, приведшие или способные привести к совершению нового преступления. В числе таких ограничений значились, например, запрет на покидание своего дома в ночное время, на выезд без разрешения за пределы определенной территории и т.д. С этими лицами велась постоянная воспитательная работа.
В том же 1966 году издается Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за нарушение правил административного надзора». Лица, нарушившие установленные правила и запреты, привлекались к административной ответственности и штрафовались на сумму от 10 до 50 рублей. Чуть позже в УК РСФСР 1960 года появилась новая ст. 198.2, закрепляющая уголовную ответственность за злостное нарушение правил административного надзора. За это преступление поднадзорное лицо могло отправиться в колонию на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо на исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.
В 1991 году был принят Закон «О милиции», в котором термин «административный надзор» отсутствовал. Фактически за отбывшими наказание лицами надзор не осуществлялся. Положение о надзоре 1966 года еще формально действовало, но с изданием приказа МВД России от 12 февраля 2003 г. № 98 «О признании неприменяемыми нормативных правовых актов МООП СССР, МВД СССР, МВД РСФСР» оно утратило всякую юридическую силу.
В связи с ростом рецидивной преступности 6 апреля 2011 года был принят ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который действует и сейчас.
В соответствии со ст. 1 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года, под административным надзором подразумевается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за тем, как освободившееся из мест лишения свободы лицо соблюдает установленные в отношении него ограничения и запреты, а также выполняет определенные обязанности. Задачи такого надзора обозначены в ст. 3 вышеназванного закона: предупреждение совершения определенными категориями лиц новых правонарушений, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия ради защиты государственных и общественных интересов.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие ограничения (ст. 4 64-ФЗ):
Регулярные явки в полицию являются обязательной мерой для всех граждан, в отношении которых установлен административный надзор. Лицо, судимое за изнасилование или совершение иного преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не имеет права покидать определенную судом территорию, а также посещать объекты, предназначенные для детей (детсады, школы, детские площадки и т.д.). Данное ограничение появилось в законе относительно недавно – в апреле 2024 года. Однако есть исключение: лицо может посещать указанные объекты для сопровождения своих детей.
Еще одна обязательная мера – запрет на выезд за пределы определенной территории, если экс-осужденный не имеет постоянного места жительства или пребывания.
Следует отметить, что поднадзорное лицо может получить разрешение на пребывание вне своего жилого помещения и на краткосрочный выезд за пределы установленной судом территории при наличии исключительных обстоятельств. К ним, в соответствии с ч. 3 ст. 12 64-ФЗ, относятся смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения лицом специализированной медицинской помощи, решение связанных с трудоустройством вопросов и т.д.
За исполнением всех ограничений и запретов следят специальные подразделения территориальных органов МВД. В осуществлении надзора участвуют и иные лица, в частности, участковые уполномоченные полиции. В основном, работа с бывшим осужденными сводится к профилактическим беседам, получению от них необходимой информации и посещению данных граждан по месту их проживания или пребывания. Электронные средства контроля в отношении поднадзорных лиц не используются, соответственно, контролировать исполнение предписаний поднадзорными лицами довольно сложно.
В зависимости от оснований установления административного надзора можно выделить следующие группы поднадзорных лиц:
В отношении указанных лиц надзор устанавливается, если лицо во время нахождения в местах лишения свободы злостно нарушало установленный порядок отбывания наказания, либо если оно после освобождения в течение одного года совершило два и более правонарушения из перечня, указанного в п. 2 ч. 3 ст. 3 64-ФЗ.
Административный надзор не устанавливается автоматически – для этого исправительное учреждение или орган внутренних дел подает специальное административное исковое заявление в суд. Причем предъявить иск уполномоченные органы должны за 2 месяца до выхода осужденного на свободу или за 1 месяц до окончания срока отбывания наказания в виде ограничения свободы.
Заявление может быть рассмотрено судом с участием лица, в отношении которого планируется установить надзор. В этом случае орган внутренних дел (исправительное учреждение) обязан обеспечить явку этого гражданина в судебное заседание, в том числе посредством видео-конференц-связи. Решение по делу должно быть принято в течение 20 дней с момента поступления иска в суд, но не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания наказания (ч. 2 ст. 272 КАС РФ).
В случае установления административного надзора на лицо возлагается ряд обязанностей, перечень которых указан в ст. 11 64-ФЗ. Так, гражданин должен:
Что касается прав поднадзорных граждан, то они перечислены в ст. 10 64-ФЗ. Лицо вправе:
Сроки установления административного надзора обозначены в ст. 3 64-ФЗ.
Срок начинает отсчитываться либо с момента постановки на учет по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, либо со дня вступления в силу судебного акта об установлении административного надзора.
В ряде случаев течение срока административного надзора может приостанавливаться. Например, это происходит при объявлении поднадзорного лица в розыск, признании его безвестно отсутствующим или помещении под стражу.
Административный надзор прекращается по следующим основаниям:
Надзор может быть прекращен досрочно по заявлению органа внутренних дел или поднадзорного лица (его адвоката) по истечении как минимум 1/2 установленного срока. Суд принимает положительное решение, если гражданин все это время вел себя безупречно и не нарушал установленных запретов. Если же в удовлетворении заявления было отказано, поднадзорное лицо может обратиться с той же просьбой через 6 месяцев.
Однако административный надзор не прекращается досрочно в отношении лиц, совершивших половые преступления против несовершеннолетних.
Лицо, игнорирующее установленные в отношении него запреты и ограничения, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности (ст. 19.24 КоАП РФ и ст. 314.1 УК РФ соответственно).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ грозит лицу, допустившему нарушение одного или нескольких ограничений. Гражданина ждет штраф в размере 1 000-1 500 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Если поднадзорное лицо не выполняет возложенные на него обязанности, то по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ ему грозит предупреждение или штраф в пределах 500-1 000 рублей.
Если лицо совершило в течение года повторное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, его ждет одно из следующих наказаний:
К уголовной ответственности по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ лицо привлекается в случае неприбытия без уважительных причин к месту жительства или пребывания в установленный срок, а равно самовольное оставление места проживания, пребывания или фактического нахождения в целях уклонения от административного надзора. Возможные санкции за данное преступление следующие:
Если лицо неоднократно не исполняет установленные в отношении него ограничения и запреты, а также совершает определенные правонарушения (например, против порядка управления), ему грозит ответственность по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ. Возможные наказания за это преступление следующие:
По ст. 314.1 УК РФ активно выносятся приговоры, о чем свидетельствует статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Так, например, в 2023 году к ответственности по ней были привлечены более 9 тысяч граждан.