Планируется ужесточить ответственность за получение взятки
В Госдуму РФ поступил законопроект, предусматривающий усиление уголовной ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ). Планируемые изменения следующие:
- Условное осуждение не будет назначаться по делам о получении взяток.
- К чиновнику-коррупционеру могут применяться нормы об условно-досрочном освобождении при условии отбытия не менее 4/5 назначенного срока наказания.
- Штрафы как основное наказание не будут применяться по уголовным делам о получении взяток.
Речь идет только о преступлениях, предусмотренных ч. 4-6 ст. 290 УК РФ. Это, в частности, взяточничество, сопряженное с вымогательством, совершенное в составе группы лиц, в крупном или особо крупном размере. Повышенная ответственность ждет лиц, занимающих государственные должности РФ или государственные должности субъекта РФ, а равно являющихся главами органов местного самоуправления. Ч. 1-3 ст. 290 УК РФ планируется оставить без изменений.
Нововведения затронут не только ст. 290 УК РФ, но также ст. 73 и 79 УК РФ.
Как указано в пояснительной записке, необходимость усиления уголовной ответственности за коррупцию связана с ростом числа должностных лиц, получивших обвинительные приговоры за коррупцию. Об этом свидетельствуют данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Достаточно часто по ч. 4-6 ст. 290 УК РФ назначаются штрафы. Так, в 2023 году 128 осужденным были назначены в качестве основного наказания штрафы, суммарный размер которых превысил 383 миллиона рублей. При этом количество осужденных к лишению свободы по этим составам преступлений составило 609 человек. Однако зачастую коррупционеры используют для уплаты штрафа средства сомнительного происхождения.
уголовный адвокат
Следует отметить, что наказания, предусмотренные санкциями ст. 290 УК РФ, давно нуждаются в совершенствовании. Дело в том, что за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст.ст. 290, 291, 291-1 УК РФ, закон предусматривает достаточно большое расхождение между минимальным и максимальным наказанием. Так, за получение взятки в особо крупном размере, к примеру, при получении взятки в размере 1 млн. 100 т. руб., один и тот же обвиняемый может быть осужден как к штрафу в размере 3 млн.руб., так и к лишению свободы сроком 15 лет со штрафом в размере до 77 млн. и лишением права занимать определенные должности сроком до 15 лет. Налицо довольно-таки широкое поле для субъективного усмотрения судьи при назначении наказания, что неприемлемо, тем более что и разъяснений Верховного Суда России в этой части нет, а судебная практика существенно разнится даже в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации. Непонятно, чем должны различаться фактические обстоятельства конкретных уголовных дел, чтобы по одной и той же части 6 ст. 290 УК РФ один осужденный отделался штрафом в 3 млн. руб., а другой был бы осужден к лишению свободы сроком в 15 лет и огромному штрафу. Очевидно, что данная проблема должна быть решена. И в рассматриваемом законопроекте законодатели пошли по пути устранения указанной проблемы, но своеобразным образом – путем неоправданного ужесточения имеющегося наказания и правил условного и условно-досрочного освобождения от наказания. Более бы справедливым и обоснованным, на мой взгляд, было бы изменить закон в другую сторону, а именно путем значительного повышения штрафа, назначаемого по данным статьям в качестве основного наказания, и уменьшения существенного разрыва между минимальным и максимальным наказанием, предусмотренным уголовным законом за получение взятки. Есть в предложенном законопроекте и другие неясности. Например, не понятно, почему законодатель предлагает изменить санкцию ст. 290, но не предлагает сделать это по другим формам взяточничества – даче взятки и посредничеству во взяточничестве, которые по степени общественной опасности хоть и отличаются от получения взятки в меньшую сторону, но столь уж сильно.