Имущество коррупционеров может взыскиваться бессрочно
31.10.2024 Конституционный Суд РФ вынес постановление №49-П, которым признал ст. 195, 196 и ряд других статей ГК РФ не соответствующими Основному закону в той мере, в которой их толкование позволяет применять общие сроки исковой давности, равные 3 и 10 годам, к искам об обращении в доход РФ имущества, добытого коррупционным путем.
КС РФ указал: применение стандартных сроков исковой давности к требованиям об обращении в доход РФ активов, полученных вследствие совершения коррупционных преступлений, может быть воспринято обществом как отказ государства от защиты основ конституционного строя и демократии. Государство как бы встает на сторону нарушившего закон должностного лица, гарантирует сохранность его имущества и реабилитирует нажитый противозаконными способами капитал. Такое положение дел поощряет коррупцию и подрывает веру граждан в законность, справедливость и добро.
Поэтому действующее законодательство позволяет прокурором предъявлять соответствующие иски без привязки к конкретным срокам. Если все-таки законодатель решит ввести сроки давности по подобным делам, они должны существенно превышать 3 и 10 лет. Кроме того, необходимо продумать специальный механизм их исчисления. Срок давности не должен применяться, если чиновник (или иные лица по его инициативе) препятствует выявлению обстоятельств противоправного обогащения или формированию доказательной базы для обращения в суд.
Однако указанный подход не будет распространяться на иные иски прокуроров, в том числе об оспаривании результатов приватизации.
Данное решение Конституционного Суда имеет важное значение для практики: до его приняти суды по-разному подходили к решению вопросов о применении и об исчислении сроков давности по искам о взыскании незаконно нажитого должностными лицами имущества. Решение направлено как на восстановление социальной справедливости, так и на решение задач общей и специальной превенция, - при при принятии решения о получении взятки или о совершении иного должностного преступления государственный служащий задумается, стоит ли нарушать закон, рискуя при этом не только свободой, но и своим имуществом в течение неопределенного какими-либо рамками срока.